Рабочая программа
учебного предмета «Родной язык»
для обучающихся 10-11 классов
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Родной язык» на уровне среднего общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения ФОП СОО,
представленных в ФГОС СОО, а также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом
Концепции преподавания русского языка и литературы в российской федерации (утверждённой
распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р) и подлежит
непосредственному применению при реализации обязательной части ФОП СОО.
Русский
язык
–
государственный
язык
Российской
Федерации,
язык
государствообразующего народа, язык межнационального общения и консолидации народов
России, основа формирования общероссийской гражданской идентичности. Как
государственный язык и язык межнационального общения русский язык является основой
социально-экономического, культурного и духовного объединения народов Российской
Федерации.
Изучение русского языка способствует усвоению обучающимися традиционных
российских духовно-нравственных ценностей; воспитанию нравственности, любви к Родине,
ценностного отношения к русскому языку; формированию интереса и уважения к языкам и
культурам народов России и мира; развитию эмоционального интеллекта, способности
понимать и уважать мнение других людей.
Русский язык, обеспечивая коммуникативное развитие обучающихся, является в школе не
только предметом изучения, но и средством овладения другими учебными дисциплинами в
сфере гуманитарных, естественных, математических и других наук. Владение русским языком
оказывает непосредственное воздействие на качество усвоения других учебных предметов, на
процессы формирования универсальных интеллектуальных умений, навыков самоорганизации и
самоконтроля.
Свободное владение русским языком является основой социализации личности, способной
к успешному речевому взаимодействию и социальному сотрудничеству в повседневной и
профессиональной деятельности в условиях многонационального государства.
Программа по русскому языку реализуется на уровне среднего общего образования, когда на
предыдущем уровне общего образования освоены основные теоретические знания о языке и речи,
сформированы соответствующие умения и навыки, направлен в большей степени на
совершенствование умений эффективно пользоваться языком в разных условиях общения,
повышение речевой культуры обучающихся, совершенствование их опыта речевого общения,
развитие коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка.
Системообразующей доминантой содержания программы по русскому языку является
направленность на полноценное овладение культурой речи во всех её аспектах (нормативном,
коммуникативном и этическом), на развитие и совершенствование коммуникативных умений и
навыков в учебно-научной, официально-деловой, социально-бытовой, социально-культурной
сферах общения; на формирование готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию
в учебной и практической деятельности.
Важнейшей составляющей учебного предмета «Родной язык» на уровне среднего общего
образования являются элементы содержания, ориентированные на формирование и развитие
функциональной (читательской) грамотности обучающихся – способности свободно
использовать навыки чтения с целью извлечения информации из текстов разных форматов
(гипертексты, графика, инфографика и др.) для их понимания, сжатия, трансформации,
интерпретации и использования в практической деятельности.
В соответствии с принципом преемственности изучение русского языка на уровне
среднего общего образования основывается на тех знаниях и компетенциях, которые
2
сформированы на начальном общем и основном общем уровнях общего образования, и
предусматривает систематизацию знаний о языке как системе, его основных единицах и уровнях;
знаний о тексте, включая тексты новых форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.).
В содержании программы выделяются три сквозные линии: «Язык и речь. Культура речи»,
«Речь. Речевое общение. Текст», «Функциональная стилистика. Культура речи».
Учебный предмет «Родной язык» на уровне среднего общего образования обеспечивает
общекультурный уровень молодого человека, способного к продолжению обучения в системе
среднего профессионального и высшего образования.
Содержание учебного предмета 10 класс
№
1
1
2
3
4
5
6
Наименование разделов
Введение
Лексика. Фразеология. Лексикография
Фонетика. Графика. Орфоэпия
Морфемика и словообразование
Морфология и орфография
Самостоятельные части речи
Служебные части речи
Всего
Количество часов
1
16
4
4
15
18
10
68
Введение.
Лексика. Фразеология. Лексикография.
Представление о лексическом значении слова. Прямое и переносное значение слова.
Изобразительно-выразительные средства русского языка: эпитеты, метафоры, метонимия,
сравнение, перифраза. Омонимы. Разновидности омонимов: омофоны, омографы, омоформы.
Паронимы. Паронимический ряд. Синонимы, антонимы и их употребление. Происхождение
лексики русского языка. Исконно-русская лексика и заимствованная. Старославянизмы и их
особая роль в лексической системе языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая
ограниченную сферу употребления: диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины.
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.
Фонетика. Графика. Орфоэпия
Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. Чередование звуков. Орфоэпия. Ударение.
Р. Обучающее подробное изложение повествовательного текста с элементами описания и
рассуждения.
Морфемика и словообразование
Состав слова. Морфемный анализ слова. Способы словообразования в русском языке:
морфологические и неморфологические. Словообразовательный анализ. Формообразование.
Основные способы образования грамматических форм в русском языке.
Морфология и орфография
Принципы русской орфографии: морфологический, традиционный, фонетический. Проверяемые
и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих.
Употребление гласных после Ц: правописание гласных Ы-И после Ц в различных частях слова.
Употребление букв Э, Е и сочетание ЙО в различных морфемах. Правописание звонких и
глухих, позиционные чередования. Правописание непроизносимых и двойных согласных на
стыке морфем. Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки на -З-, -С-.
Гласные в приставках, зависящие от ударения. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Условия
написания приставок. Правописание гласных И и Ы после приставок. Написание гласного И
после приставок _МЕЖ, -СВЕРХ-, после заимствованных приставок (ДЕЗ-, СУБ-, ИН- и т.д.)
Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса слов.
Самостоятельные части речи
Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных.
Падежные окончания И-Е у существительных 1, 2, 3 склонения. Гласные в суффиксах имен
3
существительных: правописание суффиксов -ЕК-, -ИК-, -ЕНК-, -ИНК-, -ЕЦ-, -ИЦ-, -ИЧК-, ЕЧК-, -ОНЬК-, -ЕНЬК-, -ЫШК-, -УШК-, -ЮШК-, -ЧИК-, -ЩИК-. Правописание сложных имен
существительных: слитное, дефисное.
Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические
разряды имен прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Особенности
образования прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных. Правописание
суффиксов имен прилагательных -К-, -СК-, -ЕВ-, -ИВ-, -ЧИВ-, -ЛИВ-, -ОВ-, -ОВАТ-, -ОВИТ-, ЕНЬК-, -ОНЬК-. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных. Правописание сложных
имен прилагательных: слитное, дефисное.
Имя
числительное.
Лексико-грамматические
разряды
имен
числительных:
количественные, порядковые, собирательные. Склонение и правописание имен числительных:
слитное, раздельное, дефисное. Употребление имен числительных в речи: «один», «оба»,
собирательных числительных.
Местоимение. Местоимение как часть речи. Морфологические особенности
местоимений. Правописание местоимений. Особенности функционирования местоимений.
Глагол. Глагол как часть речи. Определение. Инфинитив. Категория вида глагола.
Переходность – непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения. Категория
времени глагола. Спряжение глаголов. Морфологический разбор глагола. Правописание
глаголов: личные окончания, употребление буквы Ь в глагольных формах, правописание
суффиксов.
Причастие. Причастие как глагольная форма. Определение. Признаки глагола. Признаки
прилагательного.
Морфологический
разбор
причастий.
Правописание
суффиксов
действительных и страдательных причастий. Правописание окончаний и суффиксов причастий.
Правописание Н, НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
Деепричастие. Признаки глагола. Признаки наречия. Образование деепричастий
несовершенного вида. Образование деепричастий совершенного вида. Морфологический
разбор деепричастий.
Наречие. Наречие как часть речи. Определение. Обстоятельственные и определительные
наречия. Образование степеней сравнения наречия. Правописание наречий: гласные на конце
наречий, слитное, раздельное, дефисное написание.
Слова категории состояния. Омонимичность наречиям и кратким прилагательным. Степени
сравнения слов категории состояния. Морфологический разбор наречий.
Служебные части речи
Предлог как служебная часть речи. Функции предлога в речи. Производные и
непроизводные предлоги. Простые и сложные предлоги. Правописание предлогов: слитное,
дефисное, раздельное написание.
Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Виды союзов по происхождению
(производные и непроизводные), по структуре (простые и составные), по синтаксическим
функциям (сочинительные и подчинительные). Правописание союзов. Правописание союзов и
сходных с ними по звучанию слов других частей речи.
Функции частиц в речи. Разряды частиц. Правописание частиц: раздельное написание
частиц со словами, дефисное написание частиц со словами. Частицы НЕ и НИ. Употребление
частиц НЕ и НИ.
Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.
Повторение и обобщение пройденного.
№
п/п
1
2
Раздел / тема
Формы организации и виды
деятельности
Введение
Слово о русском языке.
Смысловое чтение, составление тезисов
Лексика. Фразеология. Лексикография.
Слово и его значение. Однозначность и
Коллективный диалог
многозначность слов.
4
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Изобразительно-выразительные средства
языка.
Изобразительно-выразительные средства
языка.
Омонимы и их употребление.
Паронимы и их употребление.
Паронимы и их употребление.
Синонимы и их употребление.
Антонимы и их употребление.
Составление таблицы, коллективный
диалог, устный ответ
Таблица, работа над интонацией,
устный ответ
Устный ответ
Устный ответ
Сочинение
Коллективный диалог
Составление схемы, коллективный
диалог
Осложненное списывание
Происхождение лексики современного
русского языка.
Лексика общеупотребительная и имеющая
Объяснительный диктант
ограниченную сферу употребления.
Устаревшая лексика и неологизмы.
Диктант «Проверяю себя»
Устаревшая лексика и неологизмы.
Осложненное списывание
Фразеология. Фразеологические единицы и Контроль
их употребление
Фразеология. Фразеологические единицы и Контроль
их употребление
Лексикография.
Урок-практикум
Р. Сочинение в формате ЕГЭ.
Написание сочинения
Фонетика. Графика. Орфоэпия.
Звуки и буквы.
Коллективный диалог, устный ответ
Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. Контроль
Орфоэпия. Ударение.
Составление таблицы
Орфоэпия. Основные правила
Написание изложения
произношения гласных и согласных звуков
Морфемика и словообразование
Состав слова.
Конструирование предложений
Словообразование. Морфемный разбор
Коллективный диалог
слов.
Словообразование. Словообразовательный
Коллективный диалог
разбор.
Формообразование.
Составление таблицы
Морфология и орфография
Принципы русской орфографии.
Устный ответ, рецензирование устного
ответа
Проверяемые и непроверяемые безударные Составление схемы
гласные в корне слова.
Чередующиеся гласные в корне слова.
Работа в группах: грамматические
задания, конструирование предложений
Употребление гласных после шипящих.
Составление таблицы, коллективный
диалог
Употребление гласных после Ц.
Составление схем, устный ответ
Правописание звонких и глухих согласных. Контроль
Правописание звонких и глухих согласных. Выборочный диктант, устный ответ
Правописание непроизносимых согласных и Коллективный диалог, графический
сочетаний
диктант
Правописание двойных согласных.
Коллективный диалог, графический
Правописание гласных и согласных в
диктант
приставках.
Приставки ПРЕ- и ПРИ-.
Выборочный диктант, устный ответ
5
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
Гласные Ы-И после приставок.
Выборочный диктант, устный ответ
Р. Обучающее сочинение-рассуждение по
Составление схем, устный ответ
нравственной проблеме.
Правописание Ь и Ъ.
Составление схем, устный ответ
Употребление прописных букв.
Коллективный диалог
Правила переноса слов.
Составление схем, устный ответ
Самостоятельные части речи
Имя существительное как часть речи.
Устный ответ, рецензирование устного
Правописание падежных окончаний.
ответа
Гласные в суффиксах имен
Устный ответ, рецензирование устного
существительных.
ответа
Сложные имена существительные.
Устный ответ, рецензирование устного
ответа
Имя прилагательное как часть речи.
Выборочный диктант, устный ответ
Правописание суффиксов имен
прилагательных.
Правописание Н и НН в суффиксах имен
Устный ответ, рецензирование устного
прилагательных.
ответа
Правописание Н и НН в суффиксах имен
Устный ответ, рецензирование устного
прилагательных.
ответа
Правописание сложных имен
Составление схем, устный ответ
прилагательных.
Имя числительное как часть речи.
Выборочный диктант, устный ответ
Правописание числительных.
Склонение числительных. Употребление
Написание изложения
имен числительных в речи.
Местоимение как часть речи.
Составление схем, устный ответ
Правописание местоимений.
Устный ответ, рецензирование устного
ответа
Глагол как часть речи. Правописание
Коллективный диалог
глаголов.
Причастие как глагольная форма.
Устный ответ, рецензирование устного
Образование причастий.
ответа
Правописание суффиксов причастий. Н и
Выборочный диктант, устный ответ
НН в причастиях и отглагольных
прилагательных.
Правописание суффиксов причастий. Н и
Составление схем, устный ответ
НН в причастиях и отглагольных
прилагательных.
Деепричастие как глагольная форма.
Устный ответ, рецензирование устного
Образование деепричастий.
ответа
Наречие как часть речи. Правописание
Контроль
наречий.
Слова категории состояния.
Коллективный диалог
Служебные части речи
Предлог как служебная часть речи.
Составление схем, устный ответ
Правописание предлогов.
Союз как служебная часть речи. Союзные
Составление схем, устный ответ
слова.
Правописание союзов.
Выборочный диктант, устный ответ
Частицы. Морфологический разбор
Устный ответ, рецензирование устного
ответа
Правописание частиц.
Устный ответ, рецензирование устного
6
64
65
66
67
68
Частицы НЕ и НИ. Их значения и
употребление.
Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с
различными частями речи.
Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с
различными частями речи.
Междометие как особый разряд слов.
Звукоподражательные слова.
Повторение и обобщение пройденного.
№
1
2
ответа
Устный ответ, рецензирование устного
ответа
Коллективный диалог
Составление схем, устный ответ
Составление схем, устный ответ
Коллективный диалог
Содержание учебного предмета 11 класс
Наименование разделов
Повторение и обобщение изученного в 5-10 классах.
Синтаксис и пунктуация.
Всего
Количество часов
6
10
16
Повторение и обобщение изученного в 5-10 классах.
Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. Чередование звуков. Орфоэпия. Ударение.
Представление о лексическом значении слова. Прямое и переносное значение слова.
Изобразительно-выразительные средства русского языка: эпитеты, метафоры, метонимия,
сравнение, перифраза. Омонимы. Разновидности омонимов: омофоны, омографы, омоформы.
Паронимы. Паронимический ряд. Синонимы, антонимы и их употребление. Происхождение
лексики русского языка. Исконно-русская лексика и заимствованная. Старославянизмы и их
особая роль в лексической системе языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая
ограниченную сферу употребления: диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины.
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.
Состав слова. Морфемный анализ слова. Способы словообразования в русском языке:
морфологические и неморфологические. Словообразовательный анализ. Формообразование.
Основные способы образования грамматических форм в русском языке.
Части речи, морфологические признаки. Принципы русской орфографии: морфологический,
традиционный, фонетический. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне
слова. Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц: правописание
гласных Ы-И после Ц в различных частях слова. Употребление букв Э, Е и сочетание ЙО в
различных морфемах. Правописание звонких и глухих, позиционные чередования.
Правописание непроизносимых и двойных согласных на стыке морфем. Правописание гласных
и согласных в приставках. Приставки на -З-, -С-. Гласные в приставках, зависящие от ударения.
Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Условия написания приставок. Правописание гласных И
и Ы после приставок. Написание гласного И после приставок _МЕЖ, -СВЕРХ-, после
заимствованных приставок (ДЕЗ-, СУБ-, ИН- и т.д.) Употребление Ъ и Ь. Употребление
прописных букв. Правила переноса слов.
Синтаксис и пунктуация.
Основные принципы русской пунктуации. Словосочетание как синтаксическая единица.
Виды синтаксической связи. Предложение. Понятие о предложении. Классификация
предложений. Виды предложений по эмоциональной окраске. Распространенные и
нераспространенные предложения. Полные и неполные предложения. Простое осложненное
предложение. Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ. Предложения с однородными членами.
Знаки препинания между однородными членами. Обособленные и необособленные определения.
Согласованные определения. Обособленные приложения. Несогласованные определения.
Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Обособленные дополнения.
Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Вводные слова и
вставные конструкции. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Междометия.
Утвердительные, отрицательные, вопросительно-отрицательные слова.
7
Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Синтаксический
разбор
сложносочиненного
предложения.
Знаки
препинания
в
сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор
сложноподчиненного предложения с одним придаточным. Знаки препинания в
сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор
сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в
бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном
предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном
предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения. Период. Знаки
препинания в периоде. Синонимия разных типов сложного предложения.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Раздел / тема
Повторение и обобщение изученного в 5-10 классах.
Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы.
Лексика. Синонимы. Антонимы.
Фразеология. Употребление фразеологизмов в речи.
Омонимы. Паронимы.
Состав слова и словообразование.
Морфология. Орфография.
Принципы русской орфографии.
Основные принципы русской пунктуации.
Словосочетание как синтаксическая единица. Виды
синтаксической связи.
Предложение. Понятие о предложении.
Классификация предложений. Виды предложений по
цели высказывания. Виды предложений по
эмоциональной окраске.
Предложения утвердительные и отрицательные.
Двусоставные и односоставные предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Распространенные и нераспространенные
предложения. Полные и неполные предложения.
Предложения с однородными членами. Знаки
препинания при однородных и неоднородных
определениях.
Обособленные члены предложения. Знаки
препинания при обособленных членах предложения.
Обособленные и необособленные определения.
Согласованные определения. Несогласованные
определения.
Знаки препинания при сравнительных оборотах.
Знаки препинания при обращениях. Знаки
препинания при вставных конструкциях.
Знаки препинания в сложносочиненном
предложении.
Знаки препинания в сложноподчиненном
предложении с одним придаточным. Знаки
препинания в сложноподчиненном предложении с
несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном
Формы организации и виды
деятельности
Коллективный диалог
Составление таблицы,
коллективный диалог,
устный ответ
Таблица, работа над
интонацией, устный ответ
Устный ответ
Устный ответ
Коллективный диалог
Индивидуальные задания
Анализ текста
Коллективный диалог
Коллективный диалог
Осложненное списывание
Осложненное списывание
Вопросы
Осложненное списывание
Работа в группах:
грамматические задания,
конструирование
предложений
Осложненное списывание
8
предложении. Сложное предложение с разными
видами союзной и бессоюзной связи.
Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета «Русский язык» в том,
что это учебный предмет, направленный не только на овладение определенной суммой знаний о
русском языке и системой соответствующих умений и навыков, но и на формирование речевого,
речемыслительного, духовного развития школьника. Владение русским языком, умение
общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками
личности, которые во многом определяют достижения школьника практически во всех областях
жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей учащегося, развивает его абстрактное мышление,
память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности,
самообразования и самореализации личности.
Существенную роль в обеспечении единства обучения и воспитания играют
межпредметные и внутрипредметные связи. Они выступают как средство усиления единства
комплексного подхода к обучению.
Роль внутрипредметных связей в учебном курсе велика: они помогают видеть мир в
движении и развитии, способствуют установлению логических связей между понятиями, тем
самым развивают логическое мышление учащихся, расширяют их кругозор, непосредственно
влияют на достижение обучающей, развивающей и воспитательной целей обучения.
Для создания внутрипредметных связей в методике существуют определенные приемы и
способы:
- использование объяснения нового материала с опорой на изученный ранее;
- использование специальных заданий при подготовительном повторении;
- использование сопоставления и интеграции однотипного материала;
- обобщение материала на основе сравнения.
Организация уроков русского языка на основе межпредметных связей с широким
использованием приемов сравнения и сопоставления помогает более эффективно решать
проблему образования и развития учащихся, расширяет их кругозор.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
В сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
• ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных
перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
• готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
• готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного
мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к
общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и
осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
• готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
• принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому
здоровью; неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
В сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
• российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского
народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
9
• уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
• формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
• воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
В сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
• гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
•признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому
от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и
свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
• мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире; интериоризация ценностей демократии и
социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или
социальной организации; готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии
решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; приверженность
идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание
уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным
убеждениям;
• готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии;
коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и
другим негативным социальным явлениям.
В сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
• нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
•принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
•способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к
лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и
компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение
оказывать первую помощь;
•формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия
и дружелюбия);
• развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми
в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности.
В сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе,
художественной культуре:
• мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки,
готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в
10
научных знаниях об устройстве мира и общества;
• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
• экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и
мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки
разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред
экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
• эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
В сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к
семейной жизни:
• ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
• положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.
В сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических
отношений:
• уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности;
• осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных
планов;
• готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
• потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
• готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
В сфере физического, психологического, социального и академического
благополучия обучающихся:
• физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни
образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта,
информационной безопасности.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД – обучающийся научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД – обучающийся научится:
- искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе осуществлять
развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные)
задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
11
фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных
связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей
для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД – обучающийся научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за её пределами), подбирать партнёров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.
Предметные результаты:
Обучающийся на базовом уровне научится:
- использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
- использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные
говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
- создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты
определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование,
рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты,
сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
- выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
- подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного
профиля обучения;
- правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при
построении текста;
- создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функциональностилевой принадлежностью текста;
- сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста
в соответствии с выбранным профилем обучения;
- использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
- анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
- извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый
формат;
- преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
- выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
- соблюдать культуру публичной речи;
- соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
12
- оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
- использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных
высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
- распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между
ними;
- анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в
тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и
выразительности русского языка);
- отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского
языка;
- использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и
усиления выразительности речи;
- иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
- выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения
диалогической речи;
- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную
информацию в прослушанном тексте;
- проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
- сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
- владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и
представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
- создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
- соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
- соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе
при обсуждении дискуссионных проблем;
- соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения;
- осуществлять речевой самоконтроль;
- совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о
нормах русского литературного языка;
- использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного
запаса и спектра используемых языковых средств;
- оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе
художественной литературы).
Календарно-тематическое планирование 10 класс
Факти
№
Дата
Учебный период,
ческая
Домашнее задание
п/п проведения
тема раздела, тема занятия
дата
1
1 неделя
Слово о русском языке.
Упр.2, стр.8.
2
1 неделя
Слово и его значение. Однозначность и Выписать из словаря
многозначность слов.
примеры.
3
2 неделя
Изобразительно-выразительные средства
Упр.9, стр.17.
языка.
4
2 неделя
Изобразительно-выразительные средства
Упр.11, стр.18,
языка.
работа со словарем.
13
5
3 неделя
Омонимы и их употребление.
6
7
8
9
10
3 неделя
4 неделя
4 неделя
5 неделя
5 неделя
11
6 неделя
12
13
6 неделя
7 неделя
Паронимы и их употребление.
Паронимы и их употребление.
Синонимы и их употребление.
Антонимы и их употребление.
Происхождение лексики современного
русского языка.
Лексика общеупотребительная и имеющая
ограниченную сферу употребления.
Устаревшая лексика и неологизмы.
Устаревшая лексика и неологизмы.
14
7 неделя
15
8 неделя
16
17
18
19
20
8 неделя
9 неделя
9 неделя
10 неделя
10 неделя
21
11 неделя
22
11 неделя
23
12 неделя
24
12 неделя
25
13 неделя
26
27
13 неделя
14 неделя
28
29
30
31
32
33
14 неделя
15 неделя
15 неделя
16 неделя
16 неделя
17 неделя
34
17 неделя
35
18 неделя
Составить словарный
диктант.
Упр.19, стр.22
Привести примеры.
Упр.22-23, стр.24-25.
Упр.29, стр.27.
Читать стр. 28-31,
упр.32, стр.32.
Упр.41, стр.40.
Упр.42, стр.42.
Ответить на вопросы,
стр.49-52.
Фразеология. Фразеологические единицы и их Составить словарный
употребление.
диктант.
Фразеология. Фразеологические единицы и их Примеры
употребление.
Лексикография
Решение теста ЕГЭ.
Р. Сочинение в формате ЕГЭ.
Читать стр.54-56.
Звуки и буквы.
Упр.53, стр.57.
Звуки и буквы. Фонетический разбор слова.
Фонетич. разбор.
Орфоэпия. Ударение.
Ответить на вопросы
стр.62-64.
Орфоэпия. Основные правила произношения Составить словарный
гласных и согласных звуков.
диктант.
Состав слова.
Морфемный разбор
слов.
Словообразование. Морфемный разбор слов. Ответить на вопросы
стр.74-75.
Словообразование. Словообразовательный
Упр.81, стр.80.
разбор.
Упр.84, стр.82.
Формообразование.
Ответить на вопросы
стр.86-88.
Принципы русской орфографии.
Упр.92, стр.91.
Проверяемые и непроверяемые безударные
Упр.99, стр.94.
гласные в корне слова.
Чередующиеся гласные в корне слова.
Упр.102, стр.97.
Употребление гласных после шипящих.
Упр.111, стр.104.
Употребление гласных после Ц.
Упр.114, стр.106.
Правописание звонких и глухих согласных.
Словарные слова.
Правописание звонких и глухих согласных.
Упр.115, стр.108.
Правописание непроизносимых согласных и
Упр.117, стр.109.
сочетаний
Правописание двойных согласных.
Упр.121, стр.112.
Правописание гласных и согласных в
приставках.
Приставки ПРЕ- и ПРИ-.
Упр.131, стр.120.
14
36
37
18 неделя
19 неделя
38
39
40
19 неделя
20 неделя
20 неделя
41
21 неделя
42
43
44
21 неделя
22 неделя
22 неделя
45
23 неделя
46
23 неделя
47
24 неделя
48
24 неделя
49
25 неделя
50
51
25 неделя
26 неделя
52
26 неделя
53
27 неделя
54
27 неделя
55
28 неделя
56
28 неделя
57
29 неделя
58
59
29 неделя
30 неделя
60
30 неделя
61
62
63
31 неделя
31 неделя
32 неделя
Гласные Ы-И после приставок.
Р. Обучающее сочинение-рассуждение по
нравственной проблеме.
Правописание Ь и Ъ.
Употребление прописных букв
Правила переноса слов.
Упр.137,138 стр.125.
Упр.136, стр.123.
Упр.141, стр.128.
Работа с текстом
Читать стр.130-134,
упр.146, стр.134.
Имя существительное как часть речи.
Ответить на вопросы
Правописание падежных окончаний.
стр.138-139.
Гласные в суффиксах имен существительных. Упр.160, стр.155.
Сложные имена существительные.
Упр.183, стр.166.
Имя прилагательное как часть речи.
Упр.188, стр.178.
Правописание суффиксов имен
прилагательных.
Правописание Н и НН в суффиксах имен Упр.205, стр.190.
прилагательных.
Правописание Н и НН в суффиксах имен
Упр.208, стр.193.
прилагательных.
Правописание сложных имен
Ответить на вопросы
прилагательных.
стр.196-198.
Имя числительное как часть речи.
Упр.215, стр.203.
Правописание числительных.
Склонение числительных. Употребление имен Упр.220, стр.205.
числительных в речи.
Местоимение как часть речи.
Упр.228, стр.213.
Правописание местоимений.
Читать стр.221-225.
Упр.241, стр.227.
Глагол как часть речи. Правописание
Упр.259, стр.237.
глаголов.
Причастие
как
глагольная
форма. Упр.275, стр.251.
Образование причастий.
Правописание суффиксов причастий. Н и НН Упр.279, стр.257.
в причастиях и отглагольных прилагательных.
Правописание суффиксов причастий. Н и НН Упр.288, стр.266.
в причастиях и отглагольных прилагательных.
Деепричастие как глагольная форма.
Упр.300, ст.277
Образование деепричастий.
Наречие как часть речи. Правописание
Словарные слова
наречий.
Слова категории состояния.
Морф. разбор
Предлог как служебная часть речи.
Упр.311, стр.285.
Правописание предлогов.
Союз как служебная часть речи. Союзные
Упр.316, стр.291.
слова.
Правописание союзов.
Упр.318, стр.296.
Частицы. Морфологический разбор
Упр.326, стр.303.
Правописание частиц.
Упр.328, стр.304.
15
64
32 неделя
65
33 неделя
66
33 неделя
67
34 неделя
68
34 неделя
Частицы НЕ и НИ. Их значения и
употребление.
Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с
различными частями речи.
Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с
различными частями речи.
Междометие как особый разряд слов.
Звукоподражательные слова.
Повторение и обобщение пройденного.
Ответить на вопросы
стр.307-309.
Ответить на вопросы
стр.311-312.
Упр.333, стр.313.
Задания 1-11 стр.316.
Повторить термины
Календарно-тематическое планирование 11 класс
№
п/п
Дата
проведения
ФактиУчебный период,
Примерное
ческая
тема раздела, тема занятия
домашнее задание
дата
Повторение и обобщение изученного в 5-10 классах.
Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы. Упр.211, стр.248.
Лексика. Синонимы. Антонимы.
Упр.216, стр.250
Фразеология. Употребление фразеологизмов в Упр.224, стр.254
речи. Омонимы. Паронимы.
Состав слова и словообразование.
Анализ текста
1
2
3
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4
4 неделя
5
5 неделя
Морфология. Орфография.
Повторить правила.
6
6 неделя
Принципы русской орфографии.
Синтаксис и пунктуация.
Упр.222, стр.252.
7
7 неделя
П.65, упр.337
8
8 неделя
9
9 неделя
10
10 неделя
11
11 неделя
12
12 неделя
Основные принципы русской пунктуации.
Словосочетание как синтаксическая единица.
Виды синтаксической связи.
Предложение. Понятие о предложении.
Классификация предложений. предложений
по цели высказывания. Виды предложений по
эмоциональной окраске.
Предложения утвердительные и
отрицательные. Двусоставные и
односоставные предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Распространенные и нераспространенные
предложения. Полные и неполные
предложения.
Предложения с однородными членами. Знаки
препинания между однородными членами.
Знаки препинания при однородных и
неоднородных приложениях.
Обособленные члены предложения. Знаки
препинания при обособленных членах
предложения. Обособленные и
необособленные определения. Согласованные
определения. Несогласованные определения.
П.68, упр.345
П.71-72, упр.354
П.73, упр.357
П.79, упр.370
Творческое задание
стр.63.
16
13
13 неделя
14
14 неделя
15
15 неделя
16
16 неделя
Знаки препинания при сравнительных
оборотах. Знаки препинания при обращениях.
Знаки препинания при вставных
конструкциях.
Знаки препинания в сложносочиненном
предложении.
Знаки препинания в сложноподчиненном
предложении с одним придаточным. Знаки
препинания в сложноподчиненном
предложении с несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном
предложении. Сложное предложение с
разными видами союзной и бессоюзной связи.
П.90, упр.410
П.95, упр.430
П.96, упр.450
П.98, упр.457
17