ПРИНЯТО
на педагогическом совете
от 31.05.2017
Протокол № 11
УТВЕРЖДАЮ
Директор ЧОУ СОШ Альфа
____________ Г.К. Фасхутдинова
12.07.2017
Положение о школьном методическом объединении
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о школьном методическом объединении (далее –
Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в
Российской Федерации», Уставом Частного образовательного учреждения средняя
общеобразовательная школа Альфа с углубленным изучением отдельных предметов (далее –
школа).
1.2. Школьное методическое объединение (далее – ШМО) является частью
методической службы школы, осуществляющим проведение учебной, воспитательной,
методической, опытно-экспериментальной и внеурочной деятельности.
1.3. В своей деятельности ШМО руководствуется решениями органов управления
образования всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся, а также
уставом и локальными правовыми актами школы, приказами директора школы.
1.4. ШМО организуется из числа учителей (педагогов) школы одного учебного
предмета, образовательной области или направления. В школе может быть образовано ШМО
классных руководителей и воспитателей.
1.5. ШМО создается, реорганизуется и ликвидируется директором школы по
представлению заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
2. Задачи и направления деятельности ШМО
2.1. Работа ШМО нацелена на эффективное использование и развитие
профессионального потенциала педагогов, на сплочение и координацию их усилий по
совершенствованию методики преподавания соответствующих учебных дисциплин
улучшения образовательного процесса.
2.2. ШМО:
– анализирует учебные возможности учеников, результаты образовательной
деятельности, в том числе внеурочной работы по предмету;
– анализирует обеспеченность образовательной деятельности необходимыми
программно-методическими материалами;
– планирует оказание конкретной методической помощи учителям-предметникам;
– организует внедрение современных педагогических технологий обучения и
воспитания в образовательную деятельность;
– анализирует и планирует оснащение предметных кабинетов;
– согласовывает материалы для промежуточной аттестации;
– проводит первоначальную экспертизу изменений, вносимых учителями в учебные
программы;
– изучает и обобщает опыт преподавания и воспитания;
– организует внеклассную деятельность учащихся по предмету;
– принимает решение о подготовке методических рекомендаций в помощь учителям;
– организует разработку методических рекомендаций учащимся и их родителям в
целях усвоения соответствующих предметов и курсов, повышения культуры учебного труда;
– организует работу наставников с молодыми специалистами, учителями заочниками,
имеющими перерыв в педагогической деятельности;
– разрабатывает положения о конкурсах, предметных неделях, месячниках и
организует их поведение;
– участвует в подготовке к участию в профессиональных конкурсах педагогов.
3. Основные формы работы
Основными формами работы ШМО являются:
3.1. Заседания по вопросам методики обучения и воспитания.
3.2. Семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты учителей и т.п.
3.3. Открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету.
3.4. Лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания,
вопросам общей педагогики и психологии.
3.5. Изучение и реализация в учебно-воспитательном процессе требований
нормативных документов, передового педагогического опыта.
3.6. Взаимопосещение уроков.
4. Руководитель ШМО
4.1. ШМО возглавляет руководитель, назначаемый приказом директора школы из
числа опытных педагогов.
4.2. Руководитель ШМО подчиняется в своей деятельности заместителю директора по
учебно-воспитательной работе, директору школы.
4.3. Функциональные обязанности руководителя ШМО.
Руководитель ШМО
– организует
текущее
и
перспективное
планирование
методической,
экспериментальной и инновационной деятельности ШМО;
– руководит разработкой рабочих программ, учебно-методических пособий,
дидактических и наглядных материалов;
– анализирует итоги деятельности ШМО за учебный год, на основе выявленных
проблем планирует деятельность на новый учебный год;
– контролирует прохождение учебных программ педагогами ШМО;
– посещает уроки и внеурочные занятия с целью оказания методической помощи;
2
– участвует в организации школьных олимпиад, конкурсов, научно-практических
конференций учащихся и педагогов;
– организует помощь членам ШМО в подготовке к аттестации на установление
квалификационной категории;
– организует помощь членам ШМО в использовании методических достижений и
современных технологий обучения и воспитания;
– организует распространение положительного опыта работы педагогов ШМО;
– курирует качество ведения документации членами ШМО, ведения тетрадей
учащимися учителей ШМО.
5. Документация
5.1. Руководитель ШМО ведет папку ШМО, в которой содержится следующая
документация (информация):
– копия приказа о создании ШМО и назначении руководителя ШМО;
– банк данных о педагогах ШМО;
– тема методической работы ШМО;
– план работы ШМО на текущий учебный год;
– перспективный план повышения квалификации;
– сведения о прохождении аттестации;
– нормативные документы;
– материалы по внеурочной работе;
– информация об используемых программах и учебниках;
– материалы по открытым урокам, мастер-классам;
– материалы по взаимопосещению уроков;
– результативность участия в олимпиадах и конкурсах;
– безопасность образовательной деятельности;
– работа с молодыми и вновь прибывшими специалистами;
– работа с одаренными учащимися;
– работа с отстающими и неуспевающими учащимися;
– результаты административных контрольных работ, мониторинга и диагностики
различных уровней;
– протоколы заседаний;
– должностные инструкции.
5.2. Заседания ШМО оформляются протоколами. В протоколах фиксируется ход
обсуждения вопросов, вынесенных в повестку дня, принятые по ним решения. Протоколы
подписываются руководителем ШМО и секретарем. Нумерация протоколов ведется от
начала учебного года.
5.3. Годовой отчет ШМО с анализом работы за прошедший учебный год составляется
руководителем ШМО и сдается в учебную часть. Копия отчета подшивается в папку ШМО.
5.4. План работы ШМО на текущий учебный год составляется руководителем ШМО,
рассматривается на заседании ШМО, согласуется с заместителем директора по учебновоспитательной работе и утверждается директором школы.
5.5. План работы ШМО содержит следующие разделы:
3
– работа в рамках общешкольной методической темы;
– работа по подготовке к государственно итоговой аттестации;
– план-график повышение квалификации;
– график административных контрольных работ;
– график проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий;
– график взаимопосещения уроков;
– внеурочная работа;
– работа с молодыми и вновь прибывшими учителями;
– работа с одаренными детьми (подготовка и проведение школьных олимпиад;
подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, соревнованиям различного уровня);
– работа с отстающими и неуспевающими учащимися;
– работа по самообразованию (выступления с докладами и др.);
– участие в профессиональных конкурсах;
– экспериментальная и инновационная работа.
6. Права школьного методического объединения
6.1. Методическое объединение имеет право:
– готовить
предложения
и
рекомендовать
учителей
для
по¬вышения
квалификационного разряда;
– выдвигать предложения об улучшении учебного процесса в школе;
– ставить вопрос о публикации материалов о передовом педагогическом опыте,
накопленном в ШМО;
– рекомендовать учителям различные формы повышения квалификации;
– обращаться за консультациями по проблемам учебной деятельности и воспитания
учащихся к администрации школы;
– выдвигать учителей для участия в различных профессиональных конкурсах;
– ходатайствовать перед администрацией школы о поощрении педагогов.
4