РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родной русский язык»
для обучающихся 5-7 классов
Уфа 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по родному языку (русскому) для обучающихся 5 классов на
уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., № 64101) (далее —ФГОС ООО),
Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г.
№ 637-р), а также Примерной программы воспитания с учётом распределённых по
классам проверяемых требований к результатам освоения Основной образовательной
программы основного общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК
(РУССКИЙ)»
Содержание программы обеспечивает достижение результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования в части требований,
заданных
Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования к
предметной области «Родной язык и родная литература». Программа ориентирована на
сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в предметную область
«Русский язык и литература». Цели курса русского языка в рамках образовательной
области «Родной язык и родная литература» имеют специфику, обусловленную
дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями
функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.
Курс «Родной язык (русский)» направлен на удовлетворение потребности
обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной
культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной язык (русский)» не
ущемляет права обучающихся, изучающих иные родные языки (не русский). Поэтому
учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться
как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».
В содержании курса «Родной язык (русский)» предусматривается расширение
сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к
вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка:
к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и
обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст
существования русского языка, в частности те языковые аспекты, которые
обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
Целями изучения родного языка (русского) по программам основного общего
образования являются:
— воспитание гражданина и патриота; формирование российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; развитие
представлений о родном русском языке как духовной, нравственной и культурной
ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к
русскому языку, а через него — к родной культуре; воспитание ответственного
отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской
позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного
отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой
межнационального общения;
— расширение знаний о национальной специфике русского языка и языковых
единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурным
компонентом значения; о таких явлениях и категориях современного русского
литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное
использование в различных сферах и ситуациях общения; об основных нормах
русского литературного языка; о национальных особенностях русского речевого
этикета;
— совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности к речевому самосовершенствованию;
— совершенствование познавательных и интеллектуальных умений опознавать,
анализировать, сравнивать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки
зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;
— совершенствование текстовой деятельности; развитие умений функциональной
грамотности осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию; понимать и использовать тексты разных форматов
(сплошной, несплошной текст, инфографика и др.);
— развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического
опыта исследовательской
работы по родному языку (русскому), воспитание
самостоятельности в приобретении знаний.
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ
ПРЕДМЕТА«РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс родного русского языка
опирается на содержание основного курса,представленного в образовательной области
«Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его.
Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы)
соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка
на уровне основного общего образования, но не дублируют их в полном объёме и
имеют
преимущественно
практикоориентированный характер.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки.
В первом блоке — «Язык и культура» — представлено содержание, изучение которого
позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной
культуры русского народа, национально-культурную специфику русского языка,
обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения,
выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов
России и мира, овладение культурой межнационального общения.
Второй блок — «Культура речи» — ориентирован на формирование у учащихся
ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех
сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое
овладение культурой речи: навыками сознательного использования норм русского
литературного языка в устной и письменной форме с учётом требований уместности,
точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов
норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного
русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.
В
третьем блоке — «Речь. Речевая деятельность. Текст» — представлено содержание,
направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и
культуры
устной
и
письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в
жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели
коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения
партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и
создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической
принадлежности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования учебный предмет «Родной язык (русский)» входит в
предметную область «Родной язык и родная литература» и является обязательным для
изучения.
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)», представленное в рабочей
программе, соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной
программе основного общего образования и рассчитано на общую учебную нагрузку в
5 классе в объеме 34 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык — национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни
человека.
Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку
как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Русский язык
— язык русской художественной литературы.
Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.
Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и
духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного
русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с
национально-культурным компонентом значения, народно-поэтические символы,
народно-поэтические эпитеты, прецедентные имена в русских народных и
литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе.
Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство.
Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии.
Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях
устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных
исторических эпох.
Национальная специфика слов с живой внутренней формой. Метафоры общеязыковые
и художественные, их национально-культурная специфика. Метафора, олицетворение,
эпитет как изобразительные средства. Загадки. Метафоричность русской загадки.
Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь определённых
наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т. п.
человека (барышня —об изнеженной, избалованной девушке; сухарь — о сухом,
неотзывчивом человеке; сорока — о болтливой женщине и т. п.).
Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок, источники,
значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские
пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и
особенностей национальной культуры народа.
Русские имена. Имена исконно русские (славянские) и заимствованные, краткие
сведения по их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но
воспринимаются как таковые. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок, и
имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску.
Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий.
Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения.
Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в
орфоэпических словарях.
Постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах
прилагательных, глаголах. Омографы:
ударение как маркер смысла слова.
Произносительные варианты орфоэпической нормы.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в
современном русском литературном языке. Стилистические варианты лексической
нормы
(книжный,
общеупотребительный‚ разговорный и просторечный) употребления имён
существительных,
прилагательных, глаголов в речи. Типичные примеры нарушения лексической нормы,
связанные с употреблением имён существительных, прилагательных, глаголов в
современном русском литературном языке.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Род
заимствованных несклоняемых имён существительных; род сложных существительных;
род имён собственных (географических названий). Формы существительных мужского
рода множественного числа с окончаниями -а(-я), -ы(-и)‚ различающиеся по смыслу.
Литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные особенности формы
именительного падежа множественного числа существительных мужского рода.
Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета
в общении.
Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения в
русском языке.
Особенности употребления в качестве обращений собственных имён, названий людей
по степени родства, по положению в обществе, по профессии, должности; по возрасту
и полу. Обращение как показатель степени воспитанности человека, отношения к
собеседнику, эмоционального состояния. Обращения в официальной и неофициальной
речевой ситуации. Современные формулы обращения к незнакомому человеку.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы
тренировки (скороговорки). Интонация и жесты.
Текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения.
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение как
жанры разговорной речи.
Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное).
Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста.
Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган.
Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ.
Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка. Особенности
языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьшительными суффиксами
и т. д.).
6 КЛАСС
Раздел 1. Язык и культура
Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского
(старославянского) языка в развитии русского языка. Национально-культурное
своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы.
Сведения о диалектных названиях предметов быта, значениях слов, понятиях,
несвойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения
хозяйства, особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и др.
Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы.
Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира.
Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований.
Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление).
Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные
неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске.
Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы
фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических
событий, культуры и т.п.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи.
Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚
устарелые и профессиональные).
Нормы и варианты нормы произношения заимствованных слов, отдельных
грамматических форм; нормы ударения в отдельных формах: ударение в форме
родительного падежа множественного числа существительных; ударение в кратких
формах прилагательных; подвижное ударение в глаголах; ударение в формах глагола
прошедшего времени; ударение в возвратных глаголах в формах прошедшего времени
мужского рода; ударение в формах глаголов II спряжения на -ить.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Синонимы
и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов.
Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления
антонимов. Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические
особенности употребления лексических омонимов.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и
лексических омонимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Склонение
русских и иностранных имён и фамилий; названий географических объектов;
именительный падеж множественного числа существительных на -а/-я и -ы/-и;
родительный падеж множественного числа существительных мужского и среднего
рода с нулевым окончанием и окончанием -ов; родительный падеж
множественного числа существительных женского рода на -ня; творительный падеж
множественного числа существительных 3-го склонения; родительный падеж
единственного числа существительных мужского рода.
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имён
существительных. Нормативные и ненормативные формы имён существительных.
Типичные грамматические ошибки в речи.
Нормы употребления имён прилагательных в формах сравнительной степени, в
краткой форме местоимений‚ порядковых и количественных числительных.
Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в
основе национального речевого этикета. Устойчивые формулы речевого этикета в общении.
Этикетные формулы начала и конца общения, похвалы и комплимента, благодарности,
сочувствия‚ утешения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы
работы. Текст. Тексты описательного типа: определение, собственно описание,
пояснение.
Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».
Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ).
Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа.
Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка.
Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного
ответа).
Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления
презентации слушателям.
Публицистический стиль. Устное выступление.
7 КЛАСС
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей
общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и
изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова
как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления
предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни
обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий.
Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических
единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и
пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте
(губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т. п.).
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы
ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего
времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с
непроизводными предлогами (нА дом‚ нА гору). Основные лексические нормы современного
русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер
лексической сочетаемости, способы управления, функционально стилевая окраска и
употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением
паронимов в речи. Основные грамматические нормы современного русского литературного
языка. Типичные грамматические ошибки в речи. Глаголы 1-го лица единственного числа
настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1-го лица
настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚
формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном
наклонении.
Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий.
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚
деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и
справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической нормы (махаешь –
машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать,
облагораживать).
Речевой этикет. Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚
средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация.
Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в
разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Традиции русского речевого общения.
Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент,
уговаривание, похвала, самопрезентация и др. Текст как единица языка и речи. Текст,
основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев.
Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-
индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. Тексты аргументативного
типа: рассуждение, доказательство, объяснение. Сильные позиции текстов, их типы.
Информативная функция заголовков.
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять
собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.
Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и
структурные особенности. Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстовая
информация в текстах художественного стиля речи. Притча.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Родной язык (русский)» в 5 классе направлено на достижение
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по родному языку (русскому) на уровне
основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по родному языку (русскому) для
основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе
и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в
части:
гражданского воспитания:
— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей;
— активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в
литературных произведениях, написанных на русском языке;
— неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
— понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
— представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений,
написанных на русском языке;
— готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи;
— активное участие в школьном самоуправлении;
— готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней;
волонтёрство);
патриотического воспитания:
—
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
— проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской
Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Родной
язык (русский)»;
— ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке,
искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в
художественных произведениях;
— уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
духовно-нравственного воспитания:
— ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
— готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение
и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков;
— активное неприятие асоциальных поступков;
— свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства;
эстетического воспитания:
— восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов;
— понимание эмоционального воздействия искусства;
—
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
— осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения;
— понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества;
— стремление к самовыражению в разных видах искусства;
физического воспитания,
благополучия:
формирования
культуры
здоровья
и
эмоционального
— осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек
(употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования; способность
адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие
цели;
— умение принимать себя и других не осуждая;
— умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других,
использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе
опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека;
трудового воспитания:
— установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
— интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью
филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о
своих планах на будущее;
экологического воспитания:
— ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных
последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на
экологические проблемы;
—повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными
произведениями,
поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в
практической
деятельности экологической направленности;
ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной
и социальной средой; закономерностях развития языка;
— овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания
мира;
— овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики
школьного языкового образования;
— установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
— освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью,
группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
— способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости, открытость
опыту и знаниям других; способность действовать в условиях неопределённости, повышать
уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться
у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других;
— навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания,
способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать
своё развитие;
— умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества
и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения
целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
— способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса,
корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и
последствия,
формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым
действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений
и процессов;
— устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений),
основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать
языковые единицы по существенному признаку;
— выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
— выявлять дефицит информации, необходимой для решения поставленной учебной задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы
с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами
текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный
вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия:
—
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом
образовании;
— формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным
состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
— составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
—
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
—
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
лингвистического исследования (эксперимента);
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с
учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
— выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в текстах, таблицах, схемах;
— использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения
достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой
информации с целью решения учебных задач;
—
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации
информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст,
презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной
установки;
—
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
— эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и
целями общения;
— выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической
речи и в письменных текстах;
— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
— знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
— в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать
идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного
лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративного материала.
Совместная деятельность:
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно планировать и выполнять
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
—
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,
«мозговой штурм» и иные);
— выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению
и координировать свои действия с действиями других членов команды;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей
и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности
и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
— выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
— ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решения группой);
— самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
— самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его
реализации;
— делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
— владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и
рефлексии;
— давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
— предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
антонимов; словари эпитетов, метафор и сравнений; учебные этимологические словари,
грамматические словари и справочники, орфографические словари, справочники по
пунктуации (в том числе мультимедийные).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 КЛАСС
Культура речи:
— иметь общее представление о современном русском литературном языке;
— иметь общее представление о показателях хорошей и правильной речи;
— иметь общее представление о роли А. С. Пушкина в развитии современного русского
литературного языка (в рамках изученного);
— различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с
учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы (в рамках изученного);
— различать постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах
прилагательных, глаголах (в рамках изученного); соблюдать нормы ударения в отдельных
грамматических формах имён существительных, прилагательных, глаголов (в рамках
изученного); анализировать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов;
корректно употреблять омографы в письменной речи;
— соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов, омонимов (в рамках изученного);
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и правилами лексической
сочетаемости; употреблять имена существительные, прилагательные, глаголы с учётом
стилистических норм современного русского языка;
— различать типичные речевые ошибки; выявлять и исправлять речевые ошибки в устной
речи; различать типичные ошибки, связанные с нарушением грамматической нормы;
выявлять и исправлять грамматические ошибки в устной и письменной речи;
— соблюдать этикетные формы и формулы обращения в официальной и неофициальной
речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку; соблюдать
принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета;
соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;
—
использовать толковые, орфоэпические словари, словари синонимов, антонимов,
грамматические словари и справочники, в том числе мультимедийные; использовать
орфографические словари и справочники по пунктуации.
Речь. Речевая деятельность. Текст:
— использовать разные виды речевой деятельности для решения учебных задач; владеть
элементами интонации; выразительно читать тексты; уместно использовать коммуникативные
стратегии и тактики устного общения (просьба, принесение извинений); инициировать диалог
и поддерживать его, сохранять инициативу в диалоге, завершать диалог;
—
анализировать и создавать (в том числе с опорой на образец) тексты разных
функционально-смысловых типов речи; составлять планы разных видов; план устного ответа
на уроке, план прочитанного текста;
— создавать объявления (в устной и письменной форме) с учётом речевой ситуации;
— распознавать и создавать тексты публицистических жанров (девиз, слоган);
— анализировать и интерпретировать фольклорные и художественные тексты или их
фрагменты (народные и литературные сказки, рассказы, былины, пословицы, загадки);
— редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы;
сопоставлять черновой и отредактированный тексты;
— создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять
результаты проекта (исследования), представлять их в устной форме
6 КЛАСС
Язык и культура:
— понимать взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества,
приводить примеры исторических изменений значений и форм слов (в рамках
изученного);
— иметь представление об истории русского литературного языка; характеризовать роль
старославянского языка в становлении современного русского литературного языка (в
рамках изученного);
— выявлять и характеризовать различия между литературным языком и диалектами;
распознавать
диалектизмы;
объяснять
национально-культурное
своеобразие
диалектизмов (в рамках изученного);
— устанавливать и характеризовать роль заимствованной лексики в современном русском
языке; комментировать причины лексических заимствований; характеризовать процессы
заимствования иноязычных слов как результат взаимодействия национальных культур,
приводить примеры; характеризовать особенности освоения иноязычной лексики;
целесообразно употреблять иноязычные слова и заимствованные фразеологизмы;
— характеризовать причины пополнения лексического состава языка; определять
значения современных неологизмов (в рамках изученного);
—
понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национальнокультурным компонентом (с помощью фразеологического словаря); комментировать (в
рамках изученного) историю происхождения таких фразеологических оборотов; уместно
употреблять их;
— использовать толковые словари, словари пословиц и поговорок; фразеологические словари;
словари иностранных слов; словари синонимов, антонимов; учебные этимологические
словари; грамматические словари и справочники, орфографические словари, справочники по
пунктуации (в том числе мультимедийные).
Культура речи:
—
соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён
существительных, имён прилагательных; глаголов (в рамках изученного); различать
варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом
произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;
— употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием
лексической сочетаемости; соблюдать нормы употребления синонимов, антонимов,
омонимов;
— употреблять имена существительные, имена прилагательные, местоимения, порядковые
и количественные числительные в соответствии с нормами современного русского
литературного языка (в рамках изученного);
— выявлять, анализировать и исправлять типичные речевые ошибки в устной и
письменной речи;
— анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного
языка чужую и собственную речь (в рамках изученного); корректировать свою речь с учётом
её соответствия основным нормам современного литературного языка;
—
соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;
использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского
речевого этикета; этикетные формулы начала и конца общения, похвалы и комплимента,
благодарности, сочувствия, утешения и т. д.;
—
использовать толковые, орфоэпические словари, словари синонимов,
антонимов, грамматические словари и справочники, в том числе
мультимедийные; использовать орфографические словари и справочники по
пунктуации.
Речь. Речевая деятельность. Текст:
— использовать разные виды речевой деятельности для решения учебных задач; выбирать и
использовать различные виды чтения в соответствии с его целью; владеть умениями
информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными
способами и средствами получения, переработки и преобразования информации;
использовать информацию словарных статей энциклопедического и лингвистических
словарей для решения учебных задач;
— анализировать и создавать тексты описательного типа (определение понятия,
пояснение, собственно описание);
— уместно использовать жанры разговорной речи (рассказ о событии, «бывальщины» и
др.) в ситуациях неформального общения;
— анализировать и создавать учебно-научные тексты (различные виды ответов на уроке)
в письменной и устной форме;
—
использовать при создании устного научного сообщения языковые средства,
способствующие его композиционному оформлению;
—
создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;
оформлять результаты проекта (исследования), представлять их в устной форме.
7 КЛАСС
«Язык и культура»:
● пояснять внешние причины изменений в русском языке; приводить примеры;
● приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше
узнать историю и культуру страны;
● приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского
родного языка;
● выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в текстах;
● распознавать и характеризовать устаревшую лексику (историзмы, архаизмы); понимать
особенности её употребления в текстах;
● определять значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразно
употреблять иноязычные слова;
● объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);
● регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о
назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые
словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и
поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари
синонимов, антонимов
«Культура речи»:
∙ соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён
существительных, имён прилагательных, глаголов (в рамках изученного)
различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом
произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;
∙ употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
∙соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов; \
∙ употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической
сочетаемости;
∙ корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);
∙ употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учётом
стилистических норм современного русского языка;
∙ анализировать и различать типичные речевые ошибки; ∙ редактировать текст с целью
исправления речевых ошибок;
∙ выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
∙ анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка
чужую и собственную речь;
∙ корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного
литературного языка;
∙ редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в
частности родительного и творительного падежей;
∙ соблюдать русскую этикетную манеру общения;
∙ использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского
речевого этикета;
∙ использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения
лексического значения слова и особенностей его употребления; использовать орфоэпические,
в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативных
вариантов произношения и правописания;
∙ использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения
слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе
редактирования текста;
∙ использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы
формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения;
опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;
∙ использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения
нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.
«Речь. Речевая деятельность. Текст»:
анализировать логико-смысловую структуру текста; распознавать виды абзацев;
∙ распознавать и анализировать разные типы заголовков текста; ∙ анализировать и создавать
тексты рекламного типа, притчи;
∙ анализировать и создавать текст в жанре путевых заметок;
∙ уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении:
убеждение, комплимент, спор, дискуссия;
∙ уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;
∙ создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;
∙ строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на
проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;
∙ владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
всего контрольны
е работы
практически
е работы
Дата
изучения
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
1.1. Наш родной русский язык.
1
0
0
feb-web.ru
1.2. Из истории русской письменности.
1
0
0
feb-web.ru
1.3. Язык – волшебное зеркало мира и национальной культуры.
1
0
0
feb-web.ru
1.4. История в слове: наименования предметов традиционной
русской одежды.
1
0
0
feb-web.ru
1.5. История в слове: наименования предметов традиционного
русского быта.
1
0
0
feb-web.ru
1.6. Образность русской
олицетворение.
1
0
0
feb-web.ru
1
0
0
feb-web.ru
речи:
1.7. Живое слово русского фольклора.
сравнение,
метафора,
1.8. Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы,
поговорки.
1
0
0
feb-web.ru
1.9. О чем может рассказать имя
1
0
0
feb-web.ru
1.10 Контрольная работа №1 , по разделу «Язык и
культура».
1
1
0
feb-web.ru
Итого по разделу
1
10
0
Раздел 2. КУЛЬТУРА РЕЧИ
2.1. Современный русский литературный язык
1
0
0
gramota.ru
2.2. Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения
1
0
0
gramota.ru
2.3. Речь точная и выразительная. Основные лексические
нормы
1
0
0
gramota.ru
2.4. Стилистическая окраска слова
1
0
0
gramota.ru
2.5. Речь правильная. Основные грамматические нормы
1
0
0
gramota.ru
2.6. Речевой этикет: нормы и традиции
1
0
0
gramota.ru
2.7. Контрольная работа №2,по разделу «Культура речи».
1
1
0
7
1
0
Итого по разделу
Раздел 3. РЕЧЬ И ТЕКСТ.
0
3.1. Язык и речь
1
0
0
русское-слово.рф
3.2. Средства выразительности устной речи
1
0
0
русское-слово.рф
3.3. Формы речи: монолог и диалог
1
0
0
русское-слово.рф
3.4. Текст и его строение
1
0
0
русское-слово.рф
3.5. Композиционные особенности описания, повествования,
рассуждения
1
0
0
русское-слово.рф
3.6. Средства связи предложений и частей текста
1
0
0
русское-слово.рф
3.7. Функциональные разновидности языка
1
0
0
русское-слово.рф
3.8. Разговорная речь. Просьба, извинение
1
0
0
русское-слово.рф
3.9. Официально-деловой стиль. Объявление
1
0
0
русское-слово.рф
3.10. Научно-учебный подстиль. План ответа на уроке, план
текста
1
0
0
русское-слово.рф
3.10. Публицистический стиль. Устное выступление
1
0
0
русское-слово.рф
3.11 Язык художественной литературы. Литературная сказка.
Рассказ .
2
0
0
3.12. Контрольная работа №3,по разделу «Культура речи»
1
1
0
3.13. Повторение.
1
0
0
Итого по разделу
13
1
0
3
0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
русское-слово.рф
русское-слово.рф
6 КЛАСС
№
п/п
Наимен
ование
раздело
в и тем
програ
ммы
Количество часов
всего
Раздел 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
контрольн
ые работы
Дата
изучения
практическ
ие работы
Виды
Виды,
деятельност формы
и
контроля
Электронн
ые
(цифровые)
образовател
ьные
ресурсы
1.1.
Краткая
история
русского
литератур
ного
языка
1
0
0
02.09.2022 Объяснят
ь
близость
славянски
х языков;
Рассказыв
ать об
истории
создания
старослав
янского
(церковно
славянско
го) языка,
роли
старослав
янского
языка в
становлен
ии
современ
ного
русского
литератур
ного
языка (в
пределах
изученног
о);
Рассказыв
ать о
реформе
алфавита
в
Петровск
Устн
ый
опрос
;
https://i
nfourok
.ru/kon
spekturokaporodnom
urussko
muyazyku
-v-6klassepotemekratkay
aistoriya
russkog
orodnog
oyazyka444838
4.html
ую
эпоху;
объяснять
роль
творчеств
а А. С.
Пушкина
в
становлен
ии
русского
литератур
ного
языка;
Анализир
овать
сведения
об
этимолог
ии слов с
целью
выявлени
я
сведений
о
культуре
и истории
народа
(на
материале
научнопопулярн
ых
текстов);
Приводит
ь
примеры,
доказыва
ющие,
что
изучение
русского
языка
позволяет
лучше
узнать
историю
и
культуру
страны
(на
материале
изученног
о);
Приводит
ь
примеры
национал
ьного
своеобраз
ия,
богатства,
выразител
ьности
русского
родного
языка (в
рамках
изученног
о);
Использо
вать
толковые
словари,
словари
пословиц
и
поговорок
; словари
синонимо
в,
антонимо
в;
словари
эпитетов,
метафор и
сравнени
й;
учебные
этимолог
ические
словари;
граммати
ческие
словари и
справочн
ики,
орфограф
ические
словари,
справочн
ики по
пунктуац
ии (в том
числе
мультиме
дийные);
Применят
ь правила
орфограф
ии и
пунктуац
ии на
письме (в
рамках
изученног
о);
1.2.
Диал
екты
как
часть
наро
дной
куль
туры
1
0
0
16.09.2022 Выявлят
ьи
характер
изовать
различи
я между
литерату
рным
языком
и
диалекта
ми;
Распозн
авать
диалект
измы;
объясня
ть
национа
льнокультур
ное
своеобр
азие
диалект
измов (в
рамках
изученн
ого);
Сравнив
ать
наимено
вания
Устн
ый
опрос
;
https://nsp
ortal.ru/sh
kola/rodno
y-yazykiliteratura/
library/20
20/11/08/u
rokrodnogorusskogoy
azyka-v-6klassedialekty
предмет
ов и
явлений
окружа
ющего
мира в
диалекта
хи
литерату
рном
языке,
коммент
ировать
использ
ование
диалект
ных
слов в
художес
твенной
литерату
ре;
Использ
овать
толковы
е
словари,
словари
послови
ци
поговор
ок;
словари
синоним
ов,
антоним
ов;
словари
эпитетов
,
метафор
и
сравнен
ий;
учебные
этимоло
гические
словари;
материа
лы
информа
ционносправоч
ного
портала
Грамота.
ру
(Диалек
тологич
еский
атлас);
Примен
ять
правила
орфогра
фии и
пунктуа
ции на
письме
(в
рамках
изученн
ого);
1.3.
1
Лекси
ческие
заимст
вован
ия как
резуль
тат
взаимо
действ
ия
нацио
нальн
ых
культу
р.
Особенно
сти
освоения
иноязыч
ной
лексики
0
0
30.09.2022 Устанавл
ивать и
характери
зовать
роль
заимствов
анной
лексики в
современ
ном
русском
языке;
Комменти
ровать
причины
лексическ
их
заимствов
аний;
характери
зовать
процессы
заимствов
ания
иноязычн
ых слов
как
результат
взаимоде
йствия
национал
ьных
культур,
приводит
Устн
ый
опрос
;
https://info
urok.ru/ra
zrabotkaurokarodnogorusskogoy
azyka-natemuleksichesk
iezaimstvov
aniyakakrezulta
tvzaimodej
stviyanacionalny
hkultur4471
516.html
ь
примеры;
Определя
ть
значения
иноязычн
ых слов;
по
словарю
иностран
ных слов
устанавли
вать
языкиисточник
и;
подбират
ь
русские
синонимы
к
иноязычн
ым
словам (в
тех
случаях,
когда это
возможно
);
Целесооб
разно
употребля
ть
иноязычн
ые слова,
оценивать
правильн
ость и
уместност
ь
употребле
ния
иноязычн
ой
лексики,
исправлят
ь речевые
ошибки;
Характер
изовать
особенно
сти
освоения
иноязычн
ой
лексики;
различать
иноязычн
ые слова
по
степени
их
освоения
русским
языком;
Использо
вать
толковые
словари,
словари
иностран
ных слов;
учебные
этимолог
ические
словари;
граммати
ческие
словари и
справочн
ики,
орфограф
ические
словари,
справочн
ики по
пунктуац
ии (в том
числе
мультиме
дийные);
Применят
ь правила
орфограф
ии и
пунктуац
ии на
письме (в
рамках
изученног
о);
1.4.
Совреме 1
нные
неологиз
мы
0
0
14.10.2022 Характер
изовать
причины
пополнен
ия
лексическ
ого
состава
языка;
Определя
ть
значения
современ
ных
неологиз
мов (в
рамках
изученног
о);
распредел
ять их по
тематичес
ким
группам;
Различать
группы
лексическ
их
неологиз
мов
современ
ного
русского
Устн
ый
опрос
;
https://in
fourok.ru
/plankonspekt
-urokaporodnomu
russkom
uyazyku6-klasspo-temesovreme
nnyjneol
ogizm4381220.
html
языка:
иноязычн
ые
заимствов
ания;
слова,
образован
ные от
иноязычн
ых с
помощью
русских
словообра
зовательн
ых
средств;
новые
значения
слов;
Характер
изовать
современ
ные
неологиз
мы по
сфере
употребле
ния и
стилистич
еской
окраске;
Оцениват
ь
уместност
ь
употребле
ния
современ
ных
неологиз
мов в
различны
х
речевых
ситуациях
;
Уместно
употребля
ть
неологиз
мы в
практике
общения;
Использо
вать
толковые
словари,
словари
иностран
ных слов;
учебные
этимолог
ические
словари;
граммати
ческие
словари и
справочн
ики,
орфограф
ические
словари,
справочн
ики по
пунктуац
ии (в том
числе
мультиме
дийные);
применят
ь правила
орфограф
ии и
пунктуац
ии на
письме (в
рамках
изученног
о);
1.5.
Нацио
нальн
окульту
рная
специ
фика
русско
й
фразео
логии
1
0
0
28.10.2022 Понимать
и
истолков
ывать
значения
фразеолог
ических
оборотов
с
национал
ьнокультурн
ым
компонен
том;
Комменти
ровать (в
рамках
изученног
о)
историю
происхож
дения
фразеолог
ических
оборотов
с
национал
ьнокультурн
ым
компонен
том
Устн
ый
опрос
;
https://ns
portal.ru/
shkola/ro
dnoyyazykiliteratur
a/library/
2019/08/
12/natsio
nalnokulturna
yaspetsif
ikarusskoy
значения,
извлекая
при этом
информац
ию об
обычаях,
традиция
х, быте
предков,
историчес
ких
событиях,
культуре
и т. п.;
Характер
изовать
современ
ные
фразеолог
измы,
комменти
ровать
причины
и
источник
и их
появлени
я;
Использо
вать
толковые
словари,
фразеолог
ические
словари;
словари
пословиц
и
поговорок
; словари
крылатых
слов и
выражени
й;
учебные
этимолог
ические
словари;
граммати
ческие
словари и
справочн
ики,
орфограф
ические
словари,
справочн
ики по
пунктуац
ии (в том
числе
мультиме
дийные);
Применят
ь правила
орфограф
ии и
пунктуац
ии на
письме (в
рамках
изученног
о);
1.6.
Лексик 1
аи
фразеол
огия
русског
о языка
с точки
зрения
отражен
ия в ней
культур
ыи
истории
народа носител
я
языка.
Предста
вление
проектн
ых,
исследо
вательс
ких
работ.
Проверо
чная
работа №
1
0
1
18.11.2022 Публично Практиче https://in
fourok.ru
представл ская
работа;
/urokять
rodnogoрезультат
yazykaы
v-6проведён
klasseotr
ного
azhenieязыкового
voанализа,
frazeolog
выполнен
ii-istoriiного
iлингвисти
kulturyческого
naroda52
эксперим
85889.ht
ента,
ml
исследова
ния,
проекта;
Самостоя
тельно
выбирать
формат
выступле
ния с
учётом
цели
презентац
ии и
особенно
стей
аудитори
иив
соответст
вии с ним
составлят
ь устные
и
письменн
ые
тексты;
Самостоя
тельно
составлят
ь
алгоритм
решения
задачи
(или его
часть),
выбирать
способ
решения
учебной
задачи с
учётом
имеющих
ся
ресурсов
и
собственн
ых
возможно
стей,
аргумент
ировать
предлагае
мые
варианты
решений;
Итого по разделу
6
Раздел 2. КУЛЬТУРА РЕЧИ
2.1.
Основн
ые
орфоэп
ические
нормы
совреме
нного
русског
о
литерат
урного
языка.
Стил
исти
чески
е
особе
нност
и
прои
знош
ения
и
ударе
ния
1
0
0
02.12.2022 Соблюдат
ь нормы
ударения
в
отдельны
х
граммати
ческих
формах
имён
существи
тельных,
имён
прилагате
льных;
глаголов
(в рамках
изученног
о);
Различать
варианты
орфоэпич
еской и
акцентоло
гической
нормы (на
отдельны
х
примерах
);
Объяснят
ь
особенно
сти
Устн
ый
опрос
;
https://info
urok.ru/pl
ankonspek
t-urokaorfoepiche
skienormiklass2870329.h
tml
употребле
ния слов с
учётом
стилистич
еских
вариантов
орфоэпич
еской
нормы;
Употребл
ять слова
с учётом
произнос
ительных
вариантов
современ
ной
орфоэпич
еской
нормы;
Опознава
ть
произнос
ительные
различия
в русском
языке,
обусловле
нные
темпом
речи и
стилями
речи (на
отдельны
х
примерах
);
Использо
вать
орфоэпич
еские, в
том числе
мультиме
дийные,
словари
для
определе
ния
норматив
ных
вариантов
произнош
ения;
Применят
ь правила
орфограф
ии и
пунктуац
ии на
письме (в
рамках
изученног
о);
Применят
ь правила
орфограф
ии и
пунктуац
ии на
письме (в
рамках
изученног
о);
Использо
вать
орфограф
ические
словари и
справочн
ики по
пунктуац
ии;
2.2.
Основн
ые
лексиче
ские
нормы
совреме
нного
русског
о
литерат
урного
языка.
Синони
мы,
антони
мы,
омоним
ыи
точност
ь речи
1
0
0
16.12.2022 Употребл
ять слова
в
соответст
вии с их
лексическ
им
значение
ми
требовани
ем
лексическ
ой
сочетаемо
сти;
Соблюдат
ь нормы
употребле
ния
синонимо
в,
антонимо
в,
омонимов
;
Анализир
овать и
различать
типичные
речевые
ошибки‚с
вязанные
с
Устн
ый
опрос
;
https://b1.
cooksy.ru/
articles/lek
sicheskienormysovr
emennogo
literaturno
goyazyka-6klass/
употребле
нием
синонимо
в‚
антонимо
ви
лексическ
их
омонимов
в речи (на
отдельны
х
примерах
);
Корректи
ровать
речь с
целью
исправлен
ия
речевых
ошибок;
Использо
вать
толковые
словари,
словари
синонимо
в,
антонимо
в,
омонимов
, в том
числе
мультиме
дийные,
для
уточнени
я
значения
слов,
подбора к
ним
синонимо
в,
антонимо
в,
омонимов
,а
также в
процессе
редактиро
вания
текста;
Применят
ь правила
орфограф
ии и
пунктуац
ии на
письме (в
рамках
изученног
о);
Использо
вать
орфограф
ические
словари и
справочн
ики по
пунктуац
ии;
2.3.
Основны 1
е
граммат
ические
нормы
современ
ного
русского
литерату
рного
языка.
Особенно
сти
словоизм
енения
имён
существи
тельных,
имён
прилагат
ельных,
местоиме
ний‚
порядков
ых и
количест
венных
числител
ьных
0
0
30.12.2022 Употребл
ять имена
существи
тельные,
имена
прилагате
льные,
местоиме
ния,
порядков
ые и
количеств
енные
числитель
ные в
соответст
вии с
нормами
современ
ного
русского
литератур
ного
языка (в
рамках
изученног
о);
Выявлять,
анализиро
вать и
исправлят
ь
типичные
граммати
Устн
ый
опрос
;
https://in
fourok.ru
/tehnolog
icheskay
a-kartaporodnomu
russkom
uyazykuna-temuosnovny
egrammat
icheskien
ormysovreme
nnogorusskogo
literaturn
ogoya45747
97.html
ческие
ошибки в
устной и
письменн
ой речи (в
рамках
изученног
о);
Анализир
овать и
оценивать
с точки
зрения
норм
современ
ного
русского
литератур
ного
языка
чужую и
собственн
ую речь
(в рамках
изученног
о);
Корректи
ровать
свою речь
с учётом
её
соответст
вия
основным
нормам
современ
ного
литератур
ного
языка;
Редактир
овать
предложе
ния с
целью
исправлен
ия
типичных
граммати
ческих
ошибок (в
рамках
изученног
о и на
отдельны
х
примерах
);
Использо
вать
граммати
ческие
словари и
справочн
ики, в том
числе
мультиме
дийные,
для
уточнени
я нормы
формообр
азования,
словоизм
енения и
построен
ия
словосоче
тания и
предложе
ния;
опознаван
ия
вариантов
граммати
ческой
нормы; в
процессе
редактиро
вания
текста;
Применят
ь правила
орфограф
ии и
пунктуац
ии на
письме (в
рамках
изученног
о);
Использо
вать
орфограф
ические
словари и
справочн
ики по
пунктуац
ии;
2.4.
Речевой
этикет
1
0
0
20.01.2023 Использо
вать
принципы
этикетног
о
общения,
лежащие
в основе
национал
ьного
русского
речевого
этикета;
Использо
вать в
предлагае
мых
ситуациях
общения
этикетны
е
формулы
начала и
конца
общения,
похвалы и
комплиме
нта,
благодарн
ости,
сочувстви
я,
утешения;
Соблюдат
ь русскую
этикетну
Устн
ый
опрос
;
https://vid
eouroki.ne
t/razrabotk
i/urokrodnoghor
usskoghoiazyka-v6klassie.ht
ml
ю
вербальну
юи
невербаль
ную
манеру
общения;
Применят
ь правила
орфограф
ии и
пунктуац
ии на
письме (в
рамках
изученног
о);
2.5.
«Правил 1
а
хорошей
речи».
Пред
ставл
ение
прое
ктны
х,исс
ледов
атель
ских
работ
.
Проверо
чная
работа №
2
1
0
03.02.2023 Публично Письменн https://info
urok.ru/pr
представл ый
контроль; ezentaciya
ять
-na-temuрезультат
pravilahor
ы
osheyпроведён
rechiного
1389429.h
языкового
tml
анализа,
выполнен
ного
лингвисти
ческого
эксперим
ента,
исследова
ния,
проекта;
Самостоя
тельно
выбирать
формат
выступле
ния с
учётом
цели
презентац
ии и
особенно
стей
аудитори
иив
соответст
вии с ним
составлят
ь устные
и
письменн
ые
тексты;
Самостоя
тельно
составлят
ь
алгоритм
решения
задачи
(или его
часть),
выбирать
способ
решения
учебной
задачи с
учётом
имеющих
ся
ресурсов
и
собственн
ых
возможно
стей,
аргумент
ировать
предлагае
мые
варианты
решений;
Самостоя
тельно
составлят
ь план
действий,
вносить
необходи
мые
корректив
ы в ходе
его
реализаци
и;
Делать
выбор и
брать
ответстве
нность за
решение;
Итого по разделу
5
Раздел 3. РЕЧЬ. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТЕКСТ
3.1.
Эффек
тивны
е
приём
ы
чтения
.
Этапы
работ
ыс
тексто
м
0.5
0
0
17.02.2023 Владеть
читательс
кой
культуро
й;
выбирать
и
использов
ать
различны
е виды
чтения в
соответст
вии с его
целью;
Осуществ
лять
диалог с
текстом;
прогнози
ровать
содержан
ие текста
по теме,
по
первому
предложе
нию
текста, в
процессе
чтения;
Применят
ь правила
орфограф
ии и
Устн
ый
опрос
;
https://mul
tiurok.ru/fi
les/konspe
kt-urokarusskogor
odnogoiazyka-potemetek.html
пунктуац
ии на
письме (в
рамках
изученног
о);
3.2.
Тематиче 0.5
ское
единство
текста
0
0
03.03.2023 Владеть
умениями
информац
ионной
переработ
ки
прослуша
нного или
прочитан
ного
текста;
основным
и
способам
ии
средствам
и
получени
я,
переработ
ки и
преобразо
вания
информац
ии;
Устн
ый
опрос
;
https
://inf
ouro
k.ru/
prez
enta
ciyaporodn
omu
yazy
kunate
mutema
tiche
skoe
edin
stvotekst
atekst
yopis
ateln
ogot
ipa5556
098.
html
3.3.
Тексты 1
описател
ьного
типа
0
0
17.03.2023 Анализи
ровать и
создават
ь тексты
описате
льного
типа
(определ
ение
понятия,
пояснен
ие,
собствен
но
описани
е);
Примен
ять
правила
орфогра
фии и
пунктуа
ции на
письме
(в
рамках
изученн
ого);
Устн
ый
опрос
;
https://nsp
ortal.ru/sh
kola/distan
tsionnoeob
uchenie/li
brary/2021
/10/21/dist
antsionnyy
-urokporodnom
urusskomuyazyku
3.4.
Разг
ово
рна
я
реч
ь.
Расс
каз
о
соб
ыти
и.
Бываль
щина
1
0
0
07.04.2023 Анализир
овать
художест
венное
повествов
ание; на
основе
анализа
выявлять
характер
рассказчи
ка;
Уместно
использов
ать
жанры
разговорн
ой речи
(рассказ о
событии,
«бывальщ
ины») в
ситуациях
неформал
ьного
общения;
Применят
ь правила
орфограф
ии и
пунктуац
ии на
письме (в
рамках
изученног
о);
Устн
ый
опрос
;
https://
needle
woman.
ru/articl
es/razg
ovorna
yarechras
skaz-osobytiibyvalsc
hinaurokrodnog
oyazyka6klass.
html
3.5.
Научный 1
стиль.
Словарн
ая статья
0
0
21.04.2023 Использ
овать
информа
цию
словарн
ых
статей
для
решения
учебных
задач;
Объясня
ть
значени
е
ключев
ых слов
русской
культур
ы
(героизм
, герой,
подвиг);
Примен
ять
правила
орфогра
фии и
пунктуа
ции на
письме
(в
рамках
изученн
Устн
ый
опрос
;
http://ou3.
krut.obr55
.ru/doc/dis
t/rodnyazy
k_6kl_060
4.pdf
ого);
3.6.
Научное 1
сообщени
е.
Устный
ответ.
Виды
ответов
0
0
05.05.2023 Анализир
овать
содержан
ие и
структуру
научного
сообщени
я;
Создавать
учебнонаучные
тексты
(ответы
на уроке)
в
письменн
ой и
устной
форме;
Использо
вать при
создании
устного
научного
сообщени
я
языковые
Устн
ый
опрос
;
https
://ob
razo
vani
egid.r
u/so
obsc
heni
ya/n
auch
noes
oobs
chen
ieustn
yjotvet
sode
rzha
nieistroe
nieu
cheb
nogo
-
средства,
способств
ующие
его
композиц
ионному
оформлен
ию;
Анализир
овать и
составлят
ь
различны
е виды
ответов:
ответанализ,
ответобобщени
е, ответдобавлен
ие, ответгруппиро
вку;
3.7.
Диалог
с
текстом
.
Предста
вление
проектн
ых,
исследо
вательс
ких
1
1
0
soob
sche
niya
-6klass
rodn
ojyazy
k.ht
ml
19.05.2023 Раскрыва Контроль https://info
urok.ru/ur
ная
ть
ok-poзначение работа;
russkomuключевых
yazikuслов
klassdialo
раздела;
g-sИспользо
tekstomвать
2229792.h
освоенны
tml
ев
процессе
работ.
Проверо
чная
работа №
3
изучения
раздела
сведения
при
анализе
устных
высказыв
аний,
готового
текста и
при
создании
собственн
ых
текстов в
устной и
письменн
ой форме;
Итого по разделу
6
Резервное время
0
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
17
2
1
7 КЛАСС
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№№
Название темы, раздела,
модуля, блока
Количество часов
Раздел 1. Язык и культура
15
2.
Раздел 2. Культура речи
11
3.
Раздел 3. Речь. Речевая
деятельность. Текст.
8
1.
Всего
34 часа
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п
/
п
Тема урока
Количество часов
всего
Дата
Элекронн
изучения ые
контрол практичес
(цифров
ьные
кие
ые)
работы работы
образоват
ельные
ресурсы
1.
Введение. Знакомствосучебником
2.
Наш родной русский язык.
1
0
0
3.
Из истории русской письменности.
1
0
0
4.
Из истории русской письменности
5.
Язык – волшебное зеркало мира и
национальной культуры.
1
0
0
6.
История в слове: наименования
предметов традиционной русской
одежды.
1
0
0
7.
История в слове: наименования
предметов традиционного русского
быта.
1
0
0
8.
Образность русской речи: сравнение,
метафора, олицетворение.
1
0
0
9.
Живое слово русского фольклора.
1
0
0
10. Меткое слово русской речи: крылатые
слова, пословицы, поговорки.
1
0
0
11. О чем может рассказать имя
1
0
0
по
1
1
0
13. Современный русский литературный
язык
1
0
0
орфоэпия.
14. Русская
произношения и ударения
Нормы
1
0
0
точная
и
выразительная.
15. Речь
Основные лексические нормы.
1
0
0
12. Контрольная работа №1
разделу «Язык и культура».
,
16. Стилистическая окраска слова.
1
0
0
правильная.
Основные
17. Речь
грамматические
нормы.
Речевой
этикет: нормы и традиции.
1
0
0
18. Контрольная работа №2,по разделу
«Культура речи».
1
1
0
и
речь.
Средства
19. Язык
выразительности устной речи.
1
0
0
20. Формы речи: монолог и диалог
1
0
0
21. Текст и его строение
1
0
0
особенности
повествования,
1
0
0
23. Средства связи предложений и частей
текста.
1
0
0
24. Функциональные
языка.
разновидности
1
0
0
25. Разговорная речь. Просьба, извинение
1
0
0
26. Официально-деловой
Объявление .
стиль.
1
0
0
План
1
0
0
Устное
1
0
0
29. Язык художественной литературы.
Литературная сказка. Рассказ .
1
0
0
30. Язык художественной литературы.
Литературная сказка. Рассказ .
1
0
0
31. Особенности
текстов.
фольклорных
1
0
0
проектных
и
32. Защита
исследовательских работ за 5 класс.
1
0
1
33. Контрольная работа №3,по разделу
«Культура речи»
1
1
0
34. Повторение.
1
0
0
22. Композиционные
описания,
рассуждения.
27. Научно-учебный подстиль.
ответа на уроке, план текста.
28. Публицистический
выступление.
языка
стиль.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
3
1
6 КЛАСС
№
ур
ок
а
Тема урока
Коли Дата
чест
во
часо
в
1
Введение. Моя любимая книга
1
2
Из истории русского литературного
языка. История языка – история народа
1
3
Из истории русского литературного
языка. Старославянский язык
1
4
Становление русского литературного
языка
1
5
Диалекты как часть народной культуры
1
6
Диалектизмы и их роль в языке
1
7
Диалектная лексика в произведениях
художественной литературы
1
8
Лексические заимствования как
результат взаимодействия национальных
культур
1
9
Лексические заимствования из
славянских и неславянских языков
1
10
Особенности освоения иноязычной
лексики
1
11
Современные неологизмы
1
12
Отражение во фразеологии истории и
культуры народа
1
13
Современные фразеологизмы
1
14
Обобщение по разделу «Язык и
культура»
1
15
Стилистические особенности
произношения и ударения
1
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
16
Нормы произношения отдельных
грамматических форм: име- на
существительные и имена
прилагательные
1
17
Нормы произношения отдельных
грамматических форм: глаголы
1
18
Синонимы и точность речи
1
19
Виды синонимов
1
20
Антонимы и точность речи
1
21
Лексические омонимы и точность речи
1
22
Особенности склонения имён
собственных
1
23
Нормы употребления имён
существительных
1
24
Нормы употребления имён
прилагательных, числительных,
местоимений
1
25
Речевой этикет
1
26
Обобщение по разделу «Культура речи»
1
27
Эффективные приёмы чтения. Этапы
работы с текстом
1
28
Тематическое единство текста. Тексты
описательного типа
1
29
Разговорная речь. Рассказ о событии.
Бывальщина
1
30
Научный стиль. Словарная статья.
Научное сообщение. Устный ответ
1
31
Виды ответов
1
32
Обобщение по разделу «Речь. Текст»
1
33
Итоговая контрольная работа
1
34
Подведение итогов года
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
7 КЛАСС
№
урока
Тема
Количество
часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Введение. Знакомство с учебником.
Песня русская – душа народная
Из истории русской письменности.
Из истории русской письменности.
Язык – зеркало мира и культуры.
Язык – зеркало мира и культуры.
Устаревшие слова.
Активный и пассивный запас.
Устаревшая
лексика
в
новом
контексте.
Лексические
заимствования
последних десятилетий.
Причины заимствований
Употребление иноязычных слов как
проблема культуры речи.
Контрольная работа по теме
«Употребление иноязычных слов»
ПРОЕКТ
ПРОЕКТ
Основные орфоэпические нормы
современного русского литературного
языка. Ударение.
Нормы ударения в причастиях,
деепричастиях и наречиях.
Трудные
случаи
употребления
паронимов. Смысловые различия,
характер лексической сочетаемости,
способы управления, функциональностилевая окраска и употребление
паронимов в речи.
Типичные
речевые
ошибки‚
связанные
с
употреблением
паронимов в речи. Смысловые
различия,
характер
лексической
сочетаемости, способы управления,
функционально-стилевая окраска и
употребление паронимов в речи.
Типичные грамматические ошибки.
Типичные грамматические ошибки.
Варианты грамматической нормы.
Литературный
и
разговорный
варианты грамматической норм.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
22.
Традиции русской речевой манеры
общения. Запрет на употребление
грубых слов, выражений, фраз.
Исключение
категоричности
в
разговоре.
23. Нормы русского речевого этикета.
24. Невербальный (несловесный) этикет
общения.
Этикет
использования
изобразительных
жестов.
Замещающие и сопровождающие
жесты.
25. Контрольная работа по разделу
«Культура речи»
26. ПРОЕКТ «Смайлики в нашей
речи»
27. Традиции русского речевого общения.
28. Текст. Виды абзацев. Основные типы
текстовых структур.
29. Заголовки
текстов,
их
типы.
Информативная функция заголовков.
30. Разговорная речь. Беседа. Спор, виды
споров. Правила поведения в споре.
31. Публицистический стиль. Путевые
записки.
32. Текст рекламного объявления, его
языковые и структурные особенности.
Контрольная работа по разделу.
33. Язык художественной литературы.
Фактуальная
и
подтекстная
информация
в
текстах
художественного
стиля
речи.
Сильные позиции в 1художественных
текстах. Притча.1
34. Комплексное повторение
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Русский родной язык, 5 класс/Александрова О.М., Загоровская О.В., Богданов С.И., Вербицкая Л.А.,
Гостева Ю.Н., Добротина И.Н., Нарушевич А.Г., Казакова Е.И., Васильевых И.П.; АО
«Издательство«Просвещение»;
Русский родной язык, 6 класс/Александрова О.М., Загоровская О.В., Богданов С.И., Вербицкая Л.А.,
Гостева Ю.Н., Добротина И.Н., Нарушевич А.Г., Казакова Е.И., Васильевых И.П.; АО
«Издательство«Просвещение»;
Русский родной язык, 7 класс/Александрова О.М., Загоровская О.В., Богданов С.И., Вербицкая Л.А.,
Гостева Ю.Н., Добротина И.Н., Нарушевич А.Г., Казакова Е.И., Васильевых И.П.; АО
«Издательство«Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
русское-слово.рф — сайт издательства «Русское слово».
gramota.ru — Справочно-информационный портал по русскому языку.
school-collection.edu.ru — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
fcior.edu.ru — Федеральный центр электронных образовательных ресурсов.
ruscorpora.ru — Национальный корпус русского языка.
feb-web.ru — Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
- исторические справочники;
- рабочие прорраммы;
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
- ноутбук;
- телевизор;