РП 8 занимательная биология

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности
«Занимательная биология»
наименование предмета, курса

8 класс
класс или возраст учащихся

Саляева А.Я.
составитель (фамилия, инициалы)

2023
год составления

учебник, учебное пособие (при наличии)

Пояснительная записка
Программа знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности
живых организмов, условиями среды их обитания, а так же с происхождением
представителей различных таксономических единиц. Путем систематического изучения,
сравнения, описания и оценки учащиеся учатся осознанно воспринимать явления живой
природы. В свою очередь, это помогает улучшить у детей такие качества, как способность к
детальному и последовательному наблюдению и умению логично излагать свои мысли с
использованием специфических понятий и терминов. Курс значительно расширяет
школьный курс биологии. В школьном курсе «Биология», недостаточно времени уделяется
изучению многообразию видов органического мира, в результате не охватывается весь
материал, который очень интересен обучающимся. Кроме того, из-за недостаточных знаний
о взаимоотношениях организмов, затрудняется усвоение материала.
Преподавания внеурочных занятий «Занимательная биология» способно эффективно
повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса,
расширение экологических знаний учеников, повышение культуры поведения на природе –
всё это возможно осуществлять через дополнительное обучение на занятиях по внеурочной
деятельности. Особое значение имеют изучение охраняемых животных для формирования у
школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и
выработку стратегии поведения человека в ней.
Изучение данного курса позволит детям получить общее представление об
удивительном мире животных.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
Оценивать экологические ситуации с точки зрения общепринятых норм и
ценностей:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей
правила поведения на природе.
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правил поведения,
делать выбор, какой поступок совершить.
 Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему
конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
 Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
 Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
 Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки с помощью учителя.
 В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
 Учится работать по предложенному учителем плану.
 Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
 Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности класса на занятиях.
Познавательные УУД:
 Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая
информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

2

 Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди
предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
 Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и
явления; определять причины явлений, событий.
 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения
знаний.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой
план учебно-научного текста.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять
информацию в виде текста, таблицы, схемы.
 Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.
 Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
литературе.
 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы в парах, группах.
 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и
их образы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной
речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым
изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором»
(прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять
себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в
совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
 Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне предложения или небольшого текста).
 Слушать и понимать речь других.
 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
 Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные
договоренности и правила (как со сверстниками, так и со взрослыми).

3

Содержание
Введение
Общие сведения о животном мире. История развития зоологии.
Методы изучения
животных. Наука зоология и ее структура. Разнообразие и значение животных в природе и
жизни человека. Виртуальная экскурсия «Разнообразие животных в природе». Систематика
животных.
Тема 1. Эволюция строения и функций органов и их систем.
Функции покровов тела. Основные виды покровов тела. Функции опорно –
двигательной системы. Факторы эволюционных изменений ОДС. Особенности строения
скелета позвоночных животных.
Способы передвижения. Виды движения. Приспособления к различным способам
движения у животных. Полости тела.
Органы пищеварения. Обмен веществ. Значение питания. Функции пищеварительной
системы. Процессы обмена веществ и превращения энергии.
Органы дыхания, функции органов дыхания.
Газообмен. Пути и механизм
поступления кислорода. Газообмен у животных разных систематических групп. Строение
легких, увеличение дыхательной поверхности.
Кровеносная система. Кровь. Строение крови, форменные элементы крови.
Гемоглобин. Типы кровеносных сосудов. Замкнутая и незамкнутая системы кровообращения.
Движение крови по малому и большому кругам кровообращения. Строение сердца у
различных животных. Функции крови.
Органы выделения, их строение. Почки. Пути удаления веществ из организма.
Значение органов выделения. Изменение органов выделения в процессе эволюции.
Нервная система. Раздражимость. Функции нервной системы. Строение нервной
клетки. Строение нервной системы у различных животных. Строение головного мозга у
позвоночных животных. Изменение нервной системы в процессе эволюции.
Размножение и развитие. Органы размножения. Способы размножения животных.
Тема 2. Многоклеточные животные.
Тип Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические
и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и
охраняемые виды. Строение и жизнедеятельность. Разнообразие кишечнополостных.
Тип Плоские черви. Общая характеристика. Места обитания и общие черты строения.
Системы органов, жизнедеятельность. Паразиты
Тип Круглые черви. Профилактика заражения человека круглыми червями.
Тип Кольчатые черви. Места обитания, значение в природе. Особенности внешнего
строения. Строение систем органов дождевого червя, их взаимосвязь с образом жизни. Роль
малощетинковых червей в процессах почвообразования.
Тип Моллюски: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение;
биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Особенности размножения и развития. Роль в природе и значение для человека.
Разнообразие моллюсков.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Разнообразие
паукообразных. Роль паукообразных в природе и жизни человека. Меры защиты от
заболеваний, переносимых отдельными клещами, от укусов ядовитых пауков.

4

Класс Насекомые. Типы развития насекомых. Общественные насекомые — пчёлы и
муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Состав и функции обитателей
муравейника, пчелиной семьи. Отношения между особями в семье, их координация.
Полезные насекомые. Редкие и охраняемые насекомые. Красная книга. Роль насекомых в
природе и жизни человека. Насекомые — вредители культурных растений и переносчики
заболеваний человека. Насекомые — переносчики заболеваний человека и животных.
Методы борьбы с вредными насекомыми.
Викторина по теме «Беспозвоночные животные - обитатели планеты».
Тип Хордовые. Рыбы.
Основные систематические группы рыб. Класс Хрящевые рыбы, общая
характеристика. Класс Костные рыбы. Промысловые рыбы. Их использование и охрана.
Рыболовство. Трудовые хозяйства. Акклиматизация рыб. Аквариумные рыбы.
Класс Земноводные: Среда обитания и строение тела земноводных. Роль земноводных
в природных биоценозах, жизни человека. Охрана земноводных. Красная книга.
Класс Пресмыкающиеся: Черты приспособленности пресмыкающихся к жизни на
суше. Размножение и развитие. Зависимость годового жизненного цикла от температурных
условий. Разнообразие пресмыкающихся. Общие черты строения представителей разных
отрядов пресмыкающихся. Меры предосторожности от укусов ядовитых змей. Оказание
первой доврачебной помощи. Значение пресмыкающихся, их происхождение. Охрана редких
и исчезающих видов. Красная книга. Древние пресмыкающиеся, причины их вымирания.
Доказательства происхождения пресмыкающихся от древних амфибий.
Класс Птицы. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. Роль
сезонных явлений в жизни птиц. Кочёвки и миграции, их причины. Разнообразие птиц.
Систематические группы птиц, их отличительные черты. Признаки выделения
экологических групп птиц. Классификация птиц по типу пищи, по местам обитания.
Значение и охрана птиц. Происхождение птиц. Роль птиц в природных сообществах:
охотничье-промысловые, домашние птицы, их значение для человека.
Класс Млекопитающие. Годовой жизненный цикл. Изменение численности
млекопитающих и её восстановление. Происхождение и разнообразие млекопитающих.
Группы современных млекопитающих. Роль в экосистемах, в жизни человека.
Экологические группы млекопитающих. Признаки животных одной экологической группы.
Значение млекопитающих для человека. Происхождение домашних животных. Отрасль
сельского хозяйства — животноводство, его основные направления, роль в жизни человека.
Редкие и исчезающие виды млекопитающих, их охрана. Красная книга.
Тематическое планирование
№
1
2
3

Наименование разделов
Введение
Эволюция строения и функций органов и их систем
Многоклеточные животные.
Итого

5

Количество
часов
3
11
20
34

Календарно тематическое планирование
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Дата
проведения

Фактическая
дата

Учебный период,
тема раздела, тема занятия

Введение (3 часа)
Зоология – наука о животных. Влияние человека на живые
организмы.
«Многообразие животных в природе» Виртуальная
экскурсия
Отличительные признаки животных от грибов и растений
Эволюция строения и функций органов и их систем (11 часов)
Покровы тела.
Опорно-двигательная система животных.
Способы передвижения и полости тела животных.
Органы дыхания и газообмен
Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение
энергии.
Кровеносная система. Кровь
Органы выделения
Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.
Органы чувств.
Регуляция деятельности организма.
Органы размножения. Развитие животных с превращением
и без превращения.
Многоклеточные животные (20 часов)
Черты общей организации простейших, их многообразие и
строения.
Значение простейших, паразитические простейшие
Разнообразие кишечнополостных. Класс Гидроидные.
Класс Коралловые полипы, жизненные циклы, процессы
жизнедеятельности.
Просмотр фильма про кишечнополостных
Плоские черви. Жизненный цикл паразитических плоских
червей. Фильм о червях, интересные факты.
Круглые черви. Аскарида человеческая – паразитический
круглый червь. Меры предупреждения заболевания
аскаридозом.
Кольчатые черви. Роль дождевых червей в процессах
почвообразования
Моллюски. Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие
моллюски. Роль в природе и значение для человека.
Соседи по планете: Моллюски и черви
Членистоногие. Разнообразие животных классов
Ракообразные и Паукообразные, значение в природе
Насекомые. Значение насекомых в природе.
Типы развития насекомых

6

27
28

30
31

Общественные насекомые.
Насекомые — вредители культурных растений и
переносчики заболеваний человека.
Внутреннее строение рыб. Промысловые рыбы. Их
использование и охрана, рыболовство. Разнообразие и
значение рыб.
Особенности строения земноводных.
Отличительные черты пресмыкающихся

32
33
34

Приспособления птиц к полету
Общая характеристика млекопитающих
Многообразие млекопитающих

29

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».