Родная литература 10-11 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Родная литература»
для обучающихся 10-11 классов

Пояснительная записка
Рабочая программа по родной литературе для 10-11 классов составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования, основной образовательной программы среднего (полного) общего образования
школы, учебного плана школы на 2023 – 2024 учебный год и авторской программы по литературе:
«Литература: программа 5-11 классы общеобразовательных учреждений» ,Б.А. Ланин, Л.Ю.
Устинова; под ред. проф. Б.А. Ланина.- 2-е изд., перераб. - М.: «Вентана-Граф», 2017 г. Программа
рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) в 10 классе и 18 часов (0,5 ч) в 11 классе. Данная авторская
программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации и соответствует
Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
Родная литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и
нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном,
интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания,
национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Особое
внимание на уроках родной литературы уделяется изучению русской национальной культуры,
пониманию традиций русского народа. Феномен существования литературного произведения
во времени позволяет рассматривать литературные произведения древнерусской литературы,
произведений XVII , XVIII, XIX века как факт современного литературного процесса и
открывает удивительную возможность установления непосредственной связи времен. Поэтому
изучение литературы как поэтической памяти народа является чрезвычайно важной задачей
современного образования. В то же время процесс художественного восприятия немыслим
без одновременного творчества читателя. Следовательно, литературное образование в школе
является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников. Курс родной
литературы в 10-11 классах строится с опорой на текстуальное изучение художественных
произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и
письменной речи.
Изучение родной литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение
следующих целей:
 воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию,
способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование
гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции,
чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной
культуры; воспитание учащихся средствами данного предмета, в том числе и на основе
изучения русской национальной культуры, традиций русского народа, его мышления и
миропонимания;
 развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры
читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции,
исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и
аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся,
читательских интересов, художественного вкуса: устной и письменной речи учащихся;
 освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы,
основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
формирование общего представления об историко-литературном процессе;
 совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения
как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с
использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных
типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе
в сети Интернет.
Содержание обучения родной литературе отобрано и структурировано на основе
компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются
коммуникативная и культуроведческая компетенции: осознание литературы как формы
2

выражения национальной культуры, взаимосвязи литературы и истории народа,
национально-культурной специфики, владение нормами русского речевого этикета,
культурой межнационального общения..
Цели литературного образования определяют характер конкретных задач, которые решаются
на уроках литературы:
1. Сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее
месте в культуре страны и народа.
2. Осознать своеобразие и богатство литературы как искусства.
3. Освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению
конкретных художественных произведений.
4. Овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке
художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения; осознать
специфическую особенность литературы как поэтической памяти народа.
5. На основе изучения русской народной культуры и традиций русского народа определять
связь традиций и новаторства, преемственность литературных эпох
6. Воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении.
7.
Использовать
изучение
литературы
для
повышения
речевой
культуры,
совершенствования устной и письменной речи.
Учет межпредметных связей в преподавании родной литературы позволяет более рационально
использовать изучение нового материала путем устранения дублирования между новым и уже
изученным содержанием. Межпредметные связи прослеживаются как вертикальные (между
ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) между литературой и
другими курсами. Курс родной литературы 10-11 классов опирается в большей степени на
знание курса русскою языка, истории. Вместе с историей и обществознанием литература
обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека,
формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только
способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника
активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру. Литература
взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой и изобразительным
искусством): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру.
Развитие культуроведческой компетенции отражено в календарно-тематическом планировании
данной рабочей программы: на уроках родной литературы в 10-11 классах в соответствии с
тематикой урока изучаются явления литературы как формы выражения национальной культуры,
взаимосвязи литературы и истории народа, национально-культурной специфики на примере
произведений устного народного творчества.
Курс родной литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания
художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
 Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
 Выразительное чтение.
 Различные виды пересказа.
 Заучивание наизусть стихотворных текстов.
 Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду
и жанру.
 Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения;
определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
 Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в
раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
 Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения
оппонента.
 Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам
литературных произведений.

3

Содержание учебного предмета 10 класс
№
1
2
3
3

-

Содержание
Введение
Русская литература первой половины XIX века
Из зарубежной литературы
Расцвет русского реализма
Всего

Кол-во часов
1
5
2
26
34

Введение
Общая характеристика русской классической литературы XIX века:
золотой век русской поэзии (первая треть столетия);
эпоха великих романов (нравственно-философская проблематика, психологизм, художественное
своеобразие);
роль литературы в духовной жизни русского общества.
Общее понятие об историко-литературном процессе.
Русская литература первой половины XIX века
А. С. Пушкин. «Борис Годунов». Новый тип исторической пьесы. («Пьеса без героя»).
Особенности композиции. Образ Бориса Годунова. Роль народа в трагедии. Значение творчества
Пушкина в русской литературе и духовной жизни русского общества.
Русская литература второй половины XIX века. Обзор русской литературы второй
половины XIX века
Расцвет русского реалистического романа. Общечеловеческий и национальный смысл
нравственно-философской проблематики русской литературы. Глубина психологического анализа,
богатство языка.
Литература николаевской эпохи. Литературная критика XIX века. Литературные
направления. Реализм как литературное направление.
Из зарубежной литературы.
Ф Г. Флобер. Жизнь и творчество. Роман «Госпожа Бовари»: замысел и воплощение.
Афоризмы Флобера.
Стендаль. Жизнь и творчество. Афоризмы Стендаля. Роман «Красное и черное».
Расцвет русского реализма.
Жизнь и творчество И.А. Гончарова. Роман «Обломов». Своеобразие художественного
таланта Гончарова. Роман «Обломов». Реалистические приёмы изображения главного героя в
первой части. Полнота и сложность характера Обломова. Истоки характера героя. Эпизод «Сон
Обломова», его роль в романе. Финал романа. Авторская оценка итогов жизненного пути героя.
Историко-философский смысл романа. Статья Добролюбова «Что такое обломовщина?»
Теория литературы. Реализм. Роман. Сюжет. Система образов. Герой, характер, тип.
Авторская позиция. Психологизм. Диалог. Внутренний монолог. Деталь. Авторская позиция.
Замысел.
Жизнь и творчество А.Н. Островского. Драма «Гроза». Творческая история пьесы. Нравы
города Калинова. Изображение Островским драматических противоречий русской жизни в
кризисную эпоху. Образ Катерины Кабановой. Народные истоки ее характера. Суть конфликта
героини с «темным царством». Смысл названия пьесы. Трагическое и жизнеутверждающее в
драме Островского. Статья Н.Добролюбова «Луч света в тёмном царстве».
Теория литературы. Драма как жанр. Конфликт. Сюжет. Система персонажей. Конфликт.
Герой, характер, тип. Идея, пафос. Художественный образ. Трагическое.
Жизнь и творчество И.С. Тургенева. Сборник «Записки охотника». Новый герой 60-х гг. нигилист Базаров. Роман «Отцы и дети». Творческая история романа «Отцы и дети». Споры
партий и конфликт поколений в романе. Сатирическое изображение представителей «отцов» и
«детей». Базаров в кругу единомышленников. Сложность позиции Тургенева. Внутренний
4

конфликт Базарова. Испытание любовью. Базаров как «трагическое лицо». Причины
мировоззренческого кризиса и закономерность фатального исхода внутренней борьбы героя.
Финал романа. Статья Д.Писарева «Базаров». «Стихотворения в прозе»: тематическое и жанровое
своеобразие, стилистические особенности.
Теория литературы. Герой, тип, характер. Проблематика. Ирония, сатира, сарказм.
Психологизм. Трагический конфликт. Верлибр. Афоризм
Жизнь и творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина. Роман «История одного города» (обзор с
чтением и разбором избранных страниц). Обзор. «Сказки для детей изрядного возраста»
Салтыкова-Щедрина
Теория литературы. Сатира, сарказм. Гротеск, гипербола.
Жизнь и творчество. Лирика. Мотивы лирики Тютчева Своеобразие любовной лирики
Тютчева. «О, как убийственно мы любим…», «К. Б.» , «Silentium!», «Не то, что мните вы,
природа...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано
предугадать...», «К.Б.» («Я встретил вас - и всё былое...»); «Эти бедные селенья...», «Над этой
тёмною толпою», «Последняя любовь»
Теория литературы. Понятие о философской лирике. Изобразительно-выразительные
средства в лирике. Лирический герой.
Жизнь и творчество. Лирика. «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла
ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Ещё майская ночь»; «Это утро, радость эта...», «Одним
толчком согнать ладью живую...», «Я пришёл к тебе с приветом...» и др. Мотивы лирики А.А.
Фета.
Теория литературы. Художественный образ. Содержание и форма. Новаторство. Традиции.
Жизнь и творчество Н.А. Некрасова. Лирика. Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день,
часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай
нам говорит изменчивая мода...»), «О, Муза! Я у двери гроба...»; «Я не люблю иронии твоей...»
«Забытая деревня». «Блажен незлобивый поэт». Тема любви в лирике. Тема народа в
творчестве Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Творческая история, масштабность
замысла поэмы-эпопеи. Роль фольклорно-сказочных мотивов в поэме-эпопее. Изменение
крестьянских представлений о счастье. Крестьянские судьбы в изображении Некрасова. Яким
Нагой и Ермил Гирин. Вера поэта в духовную силу, «богатырство народа». Савелий и Матрёна
Тимофеевна. Образ Гриши Добросклонова, его роль в поэме. Открытый «финал» поэмы.
Неразрешённость вопроса о народной судьбе.
Теория литературы. Проблематика. Лирический герой. Жанр поэмы-эпопеи. Образ автора.
Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. Роман «Война и мир» как народная эпопея. Творческая
история произведения. Сатирическое изображение большого света в романе. Образ Элен
Безуховой. Противостояние Пьера Безухова пошлости и пустоте петербургского общества. Семьи
Ростовых и Болконских: различие семейного уклада и единство нравственных идеалов. Образ
Наташи Ростовой. Изображение безнравственной сути войны 1805-07гг. Эпизод Аустерлицкого
сражения, его роль в судьбе
Н. Андрея Болконского. Духовные искания любимых героев
Толстого. Война 1812 года в судьбах героев романа. Изображение Толстым народного характера
войны. Наполеон и Кутузов. Взгляд Толстого на роль личности в истории. Народность в
понимании Толстого. Пьер Безухов и Платон Каратаев. Финал романа. Смысл названия.
Теория литературы. Эпопея. Герой. Характер. Деталь. Портрет. Внутренний монолог.
Сатира, ирония. Авторская позиция. Идея. Народность. Герой. Проблематика. Антитеза.
Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского. Роман «Преступление и наказание» Атмосфера 60-х
гг. и ее отражение в романе «Преступление и наказание». Петербургские углы, униженные и
оскорбленные в романе. Истоки и смысл теории Раскольникова. Преступление Раскольникова.
Глубина психологического анализа в романе. Идея и натура Раскольникова. Преступление и
наказание героя. Второстепенные персонажи, их роль в повествовании. Раскольников и Сонечка.
Нравственное возрождение героя. Раскольников в эпилоге романа. Нравственный смысл
произведения, его связь с почвенническими взглядами писателя.
Теория литературы. Тема. Проблематика. Система персонажей. Психологизм. Стиль
повествования. Герой. Характер. Идея. Пафос. Авторская позиция. Идея. Мировоззрение писателя
Повторение и обобщение пройденного.
5

Содержание учебного предмета 11 класс
№
1
2
3
4
5

Содержание
Введение. Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры.
Русская литература первой половины XX века. Модернизм и
поэтические течения
Литература о революции и Гражданской войне
Литература 20-40-х годов
Литература второй половины XX- начала XXI века
Всего

Кол-во часов
1
3
4
4
6
18

Введение. Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры. Повторение и
обобщение литературы XIX века. Историко-литературный процесс в русской и мировой
литературе. Взаимосвязь и взаимовлияние тем, мотивов и образов. Нравственно-этическая
проблематика литературы XIX века, ее художественные и философские достижения.
Русская литература первой половины XX века. Модернизм и поэтические течения.
Ситуация рубежа веков и связанные с ней ожидания культурных перемен. Появление новых
течений в русской литературе. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Имажинизм. Темы для
обсуждения: Концепции и программные статьи И. Ф. Анненского «Что такое поэзия»,
В. Я. Брюсова «Ключи тайн», К. Д. Бальмонта «Элементарные слова о символической поэзии»,
Н. С. Гумилёва «Наследие символизма и акмеизм»; манифест футуристов «Пощёчина
общественному вкусу». Темы для ученического исследования: Истолкование традиционных тем
(поэт и поэзия, природа, любовь) в стихах В. Я. Брюсова. Традиции Жуковского и Фета в лирике
Бальмонта: мотив поэтического молчания, «невыразимого» и «безглагольность» поэзии.
Лирический герой поэзии Гумилёва: поэтические маски.
А. А. Блок. Очерк жизни и творчества с обобщением изученного. Тема любви в лирике.
«Стихи о Прекрасной Даме». «Незнакомка». Символические детали и конкретность описаний.
Диссонансы жизни в поэзии Блока. Образы «страшного мира» в лирике. Тема творчества. Россия в
поэзии Блока. Цикл «На поле Куликовом». Мотив выбора исторического пути, тревожные
пророчества. Новаторство создания и истолкования образа России.
М. Горький. Драматургические поиски начала XX века. Очерк жизни и творчества писателя.
Пьеса «На дне». Композиция пьесы. Проблематика пьесы. Социально-психологический и
философский план произведения. Система образов. Герои в поисках истины. Обречённость людей,
выпавших из времени и общества. Споры о человеке в пьесе. Лука и Сатин как герои-антиподы.
Авторская позиция. Драматургическое новаторство Горького. Роль афоризмов, песен, стихов и
притч в произведении. Споры о пьесе.
Литература о революции и Гражданской войне. И. Э. Бабель «Конармия». История
создания книги. Общая характеристика произведения. Особенности композиции, сквозной сюжет
и сквозные мотивы. Природа в изображении автора. Рассказ «Гедали». Рассказы «Мой первый
гусь», «У святого Валента», «Эскадронный Трунов», «Вдова», «После боя» (по выбору). Героиидеологи книги. Нравственная и философская проблематика произведения. Авторский взгляд на
события. Тема для ученического исследования: Четыре основные стихии в «Конармии».
А. А. Фадеев. Жизнь и творчество. «Разгром». Сюжетно-композиционное своеобразие романа.
Проблематика романа. Образы партизан: Морозка, Мечик, Метелица, Левинсон. Толстовские
традиции в романе Фадеева.
М. А. Шолохов. Очерк жизни и творчества. Роман «Тихий Дон». Замысел и история создания
романа «Тихий Дон». Жанровые особенности романа. Эпический образ мира и эпический герой.
Проблематика произведения. Тема войны и мира в произведении. Нравственная ответственность
человека и безнравственность истории. Образ народа в романе. Образ Григория Мелехова. Споры
о правде. Трагедия героя. Тема любви в произведении: Аксинья, Григорий, Наталья. «Мысль
семейная» в романе Шолохова. Своеобразие пейзажа, его роль. Особенности языка:
стилистическое многообразие, роль диалектизмов. Споры о романе.
6

Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Из истории создания и публикации романа.
Композиция произведения. Герой и революция. Проблематика романа. Роль второстепенных
героев. Христианские мотивы в стихах из романа «Доктор Живаго». Жизнеутверждающее начало
в поэзии. Сочетание бытовых деталей и образов-символов. Философская углублённость.
Интерпретация стихотворений.
Литература 20-40-х годов.
А. Замятин. Жанр антиутопии. Роман «Мы». Система образов в романе. Благодетель и
Интеграл. Проблематика произведения. Символика чисел.
В. В. Маяковский. Очерк жизни и творчества (с обобщением изученного). Основные темы,
идеи, образы поэзии. Вызов мещанству и пошлости в ранней лирике. Трагизм «звонкой силы
поэта». Стихи советской эпохи. Тема поэта и поэзии. Сатира Маяковского. Гротескные образы.
Тема любви в лирике. Нераздельность личных и политических мотивов. Художественное
новаторство Маяковского. Гиперболичность образов, особенности лексики. Интерпретация
стихотворений.
С. А. Есенин. Очерк жизни и творчества (с обобщением изученного). Становление поэта.
Природа в произведениях поэта. Метафоричность, самобытность поэзии Есенина. Есенин и
имажинизм. Тема Родины в поздней лирике поэта. Исторические сюжеты и фольклорные
традиции. Лирический герой поэзии Есенина. Интерпретация стихотворения. Исповедальность
поздней лирики. Жанр послания в творчестве. Философские мотивы. Романсово-песенная стихия
поэзии Есенина. Эволюция стиля.Тема для обсуждения: Проблематика статьи С. Есенина «Ключи
Марии».
О. Э. Мандельштам. Очерк жизни и творчества О. Мандельштама. Становление поэта. Поэзия
Мандельштама-акмеиста. Мандельштам после революции. Поздняя лирика. Поэтическое наследие
поэта. Обращение к образам мировой истории и культуры в лирике. Образ Петербурга, страны,
времени. Ассоциативность предметной детали. Тема для обсуждения. «Тоска по мировой
культуре» в лирике Мандельштама. Творческая работа. Роль культурных деталей в лирике
Мандельштама.
М. И. Цветаева. Очерк жизни и творчества Цветаевой. Образ России и образ поэта в лирике
Цветаевой. Эмоциональность и восторженность ранних стихов. Смерть, судьба и творчество как
сквозные мотивы в лирике Цветаевой. Цикл «Стихи о Москве». Цветаева и поэты.
А. А. Ахматова. Жизнь и творчество А. Ахматовой. Становление поэта. Основные темы в
лирике Ахматовой, художественные особенности поэзии. Новеллистичность и психологизм
ранней лирики. Тема неразделённой любви, «стихи-рыдания» (А. А. Ахматова). Роль предметной
детали, ее многозначность в лирике Ахматовой. Тема Родины. Философичность поздней лирики.
Пушкинские традиции. Интерпретация стихотворения. Поэма «Реквием». Личная трагедия и
трагедия народа. Библейские и современные образы. Особенности композиции и стиля
«Реквиема». Тема памяти и народных страданий. Роль эпиграфа. Смысл названия поэмы. «Поэма
без героя». Мир чувств лирического героя и безжалостная история. Темы для обсуждения: Вечные
темы в поэзии А. А. Ахматовой. Эволюция лирики.
М. А. Булгаков. Очерк жизни и творчества (с обобщением изученного). Роман «Мастер и
Маргарита». История создания. Композиция романа, жанровые особенности. Два основных
сюжетно-композиционных пласта. Ершалаимские главы. Интерпретация евангельского сюжета.
Иешуа и Понтий Пилат. Тема доносительства и тайного сыска. Тема преступления. Московские
главы. Роль фантастических приёмов. Сатирическое изображение современности. Воланд и его
свита. Проблема «обаятельного зла» в романе. Встреча с Воландом как поворотный момент в
судьбе каждого из героев. Проблема справедливости и милосердия. Мастер и Маргарита: тема
любви и творчества в романе. Противоборство времени и вечности, жизни и бессмертия. Анализ
эпизода романа. Герои романа и автор. Афористичность стиля. Столкновение стилевых потоков.
Структура художественного образа у Булгакова.
Литература второй половины XX — начала XXI века
Литература о войне. Тема Великой Отечественной войны: В. Богомолов. «Момент истины». Е.
Ржевская. «Ворошёный жар». М. Симашко. «Гу-га». К. Колесов. «Самоходка номер 120» и др.
(обзор). В. Гроссман. «Жизнь и судьба» (обзор). Г. Владимов. «Генерал и его армия». В. Астафьев.
«Весёлый солдат».
7

Тема войны в современной прозе: О. Н. Ермаков «Крещение» Ф. Искандер «Мальчик и война».
Картины братоубийственной войны. Мир взрослых как мир жестокости и насилия.
Лагерная литература. А. И. Солженицын Очерк жизни и творчества. «Архипелаг ГУЛАГ»
(обзор). «Один день Ивана Денисовича»: история создания. Иван Денисович Шухов. Герои
повести. Тема человека и власти. Стиль повести. Время в рассказе. В. Шаламов. «Колымские
рассказы». Ю. Домбровский. «Факультет ненужных вещей». Г. Владимов. «Верный Руслан»
(обзор).
Поэзия и проза рубежа XX—XXI веков.Молодежная проза. А.Т. Гладилин. «Песни золотого
прииска». В.П. Аксенов «Коллеги». В.Н. Войнович «Мы здесь живем». Концептуализм. Д. А.
Пригов, Л. Рубинштейн, Т. Кибиров и др. Особенности русской концептуалистской поэзии.
Метареализм. И. Жданов, А. Ерёменко, О. Седакова, А. Парщиков и др. Истоки метареализма и
его черты.Современная литература о русском духовном возрождении. Архимандрит Тихон
(Шевкунов). «Несвятые святые», Е. Водолазкин. «Лавр», З. Прилепин. «Обитель».
Планируемые результаты освоения учебного предмета














Личностные результаты по родной литературе обучающихся 10-11 классов:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству,
чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной формирование
ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
8




























умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и с учетом интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.
Предметные результаты:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других
народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв.,
литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в
них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из
литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос
литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных
средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания
произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой
терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление
их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное
восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных
средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или
прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных
произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и
общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое
9



восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных
языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета «Родная литература» в том,
что этот учебный предмет предполагает работу с художественным текстом. Обладая огромной
силой воздействия, художественный текст способствует формированию духовного сознания,
представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает
высокие чувства.
Традиционным является взаимодействие литературы с историей, обществознанием,
изобразительным искусством, музыкой, театром, а для XX и XXI веков характерна связь с
преимущественно новыми видами искусства:
кино, радио, телевидением. Взаимосвязь
литературы с этими предметами и видами искусства не только обогащает и углубляет
литературные знания школьников, но и благотворно сказывается на усвоении смежных дисциплин.
Календарно-тематическое планирование 10 класс
№
п/п

Дата
проведения

1

1 неделя

2

2 неделя

3

3 неделя

4

4 неделя

5

5 неделя

6

6 неделя

7

7 неделя

Фактическая
дата

Учебный период,
тема раздела, тема занятия

Примерное
Примеча
домашнее задание
ние

Введение (1 ч.)
Напутствие. О рубриках учебника.

Подготовить
рассказ «Книга,
оставившая след
в моей жизни»
Литература первой половины 19 века (5 ч.)
Золотой век русской литературы.
Читать стр.5-8,
таблица по
биографии А.С.
Пушкина.
«Борис Годунов» А. С. Пушкина –
Читать стр. 9-20,
первая подлинно русская трагедия (В. ответить на
Г. Белинский).
вопросы стр.24.
Трагедия Бориса Годунова. Народ в
Читать стр.21-24,
трагедии.
ответить на
вопросы стр.24
Литература николаевской эпохи.
Читать стр.26-36.
Литературная критика XIX века.
Литературные направления. Реализм
Читать стр.36-42,
как литературное направление.
ответить на
вопросы стр.42
Из зарубежной литературы (2 ч.)
Ф. Стендаль. Жизнь и творчество.
Читать стр. 44-56,
Афоризмы Стендаля. Роман «Красное ответить на
и черное».
вопросы стр.57

10

8

8 неделя

9

9 неделя

10

10 неделя

11

11 неделя

12

12 неделя

13

13 неделя

14

14 неделя

15

15 неделя

16

16 неделя

17

17 неделя

18

18 неделя

Г. Флобер. Жизнь и творчество. Роман Читать стр. 60-69,
«Госпожа Бовари»: замысел и
ответить на
воплощение. Афоризмы Флобера.
вопросы стр.6970. Пересказ
эпизода.
Расцвет русского реализма (26 ч.)
И.А. Гончаров. Жизнь и творчество.
Читать стр.72 –
Роман И.А. Гончарова «Обломов».
79, ответить на
вопросы стр.9596.
Истоки «обломовщины». Анализ
Читать стр.80 –
эпизода. Глава «Сон Обломова», её
86, составить
место в художественной системе
таблицу.
романа.
Обломов и Штольц. Идейный смысл
Читать стр. 86-95,
противопоставления. Обломов и
ответить на
Ольга Ильинская. Крушение любви.
вопросы стр. 95 –
98.
Урок-семинар. «Лишний человек»
Читать стр.99 –
Обломов и его предшественники в
105, творческое
русской литературе». Критики о
задание.
романе.
А.Н. Островский. Жизнь и творчество. Читать стр.107Драма «Гроза». Идейно114, ответить на
художественное своеобразие пьесы.
вопросы стр.122,
выразительное
чтение монолога.
Катерина в борьбе за свои
Ответить на
человеческие права. Сила и слабость
вопросы стр.122характера Катерины. Драма А.Н.
123.
Островского «Гроза» в оценке
литературных критиков.
И.С. Тургенев. Жизнь и творчество.
Пересказ
Основные черты художественного
рассказа.
мира.
Духовный мир автора в «Записках
Читать стр.137 –
охотника». Творческая история
140, пересказ
романа И.С. Тургенева «Отцы и
эпизода.
дети». Смысл названия.
«Отцы и дети»: антитеза как основной Ответить на
композиционный приём; система
вопросы стр.153художественных образов. Мастерство 154, пересказ
Тургенева-пейзажиста. Образ
сказки
главного героя.
СалтыковаЩедрина.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и
Читать стр. 159творчество. Роман «История одного
167.Творческое
города». Композиция, идейный смысл задание стр.173.
произведения.

11

19

19 неделя

20

20 неделя

21

21 неделя

22

22 неделя

23

23 неделя

24

24 неделя

25

25 неделя

26

26 неделя

27

27 неделя

28

28 неделя

29

29 неделя

30

30 неделя

31

31 неделя

Город-гротеск в изображении М.Е.
Салтыкова-Щедрина. Образы
градоначальников. Народ на
страницах истории города Глупова.
«Сказки для детей изрядного
возраста». Обличение самодурства,
произвола, обывательщины.
Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество.
Лирика природы в творчестве
Тютчева. Любовная лирика в
творчестве Тютчева.
Человек и история в лирике Ф. И.
Тютчева «Нам не дано
предугадать…», «Умом Россию не
понять…».
А.А. Фет. Жизнь и творчество.
Художественный мир поэзии А.А.
Фета: основные темы, мотивы,
образы.
Фет и эстетика «чистого искусства».
Р. Сопоставительный анализ лирики
А. Фета и Ф. Тютчева.
Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество.
Взгляды Н.А. Некрасова на
назначение поэта и поэзии.

Читать стр.167 –
171, ответить на
вопросы стр.171172.
Отзыв о сказке.
Читать стр. 177195.Наизусть
стихотворение.
Ответить на
вопросы стр.195197.
Ответить на
вопросы, стр. 234236. Наизусть
стихотворение.
Анализ
стихотворения.

Читать стр. 245 –
261,
выразительное
чтение.
Духовный облик народа в лирике Н.А. Читать стр.261Некрасова. Любовная лирика Н.А.
273, ответить на
Некрасова.
вопросы стр.273276.
«Кому на Руси жить хорошо»:
Выразительное
замысел, сюжет. Композиция.
чтение отрывка из
Идейное значение и художественные поэмы.
особенности «Пролога». Русь
народная и Русь помещичья в
изображении Некрасова.
Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество.
Читать стр.311Роман- эпопея «Война и мир» - роман- 320.Творческое
эпопея: проблематика, образы, жанр. задание стр. 348.
Изображение войны 1805-1807 гг.
Ответить на
Отечественная война 1812 года.
вопросы стр.344Философия войны в романе.
346, пересказ
эпизода.
Путь исканий князя Андрея
Ответить на
Болконского. Путь исканий Пьера
вопросы стр.347,
Безухова. «Ум сердца» и «ум ума» у
выразительное
любимых героев.
чтение отрывка.
Судьбы героев. Эпилог романа.
Индивидуальные
Женские образы на страницах романа. задания

12

32

32 неделя

33

33 неделя

34

34 неделя

Ф.М. Достоевский. Жизнь и
творчество. Роман «Преступление и
наказание», история его создания.
Петербург на страницах романа.
Преступление Раскольникова. Идея о
праве сильной личности. Лужин и
Свидригайлов – двойники
Раскольникова.
Воскрешение человека в
Раскольникове через любовь. Тема
покаяния в романе. Повторение и
обобщение пройденного.

Читать стр.351363, пересказ
эпизода.
Читать стр.363370, ответить на
вопросы стр.378.
Ответить на
вопросы стр. 380381.

Календарно-тематическое планирование 11 класс
№ п/п

1

2
3
4

5
6
7

8

9

Дата
проведения

Фактическая
дата

Учебный период,
тема раздела, тема занятия

Примерное
домашнее задание

I полугодие
Введение. Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры
1 неделя
Введение. Русская литература ХХ в. Знать основные
в контексте мировой культуры.
положения.
Русская литература первой половины XX века
Символизм. Футуризм. Акмеизм.
2 неделя
Подготовить
сообщение.
3 неделя
А. Блок. Жизнь и творчество. Цикл Читать стр. 20-28,
«Стихи о Прекрасной Даме». Тема
ответить на
Родины в творчестве А. Блока.
вопросы
4 неделя
А.М. Горький. Жизнь и творчество. Подготовить
Пьеса «На дне». Художественное
сообщение
своеобразие драмы.
Литература о революции и Гражданской войне
5 неделя
И.Э. Бабель. Жизнь и творчество.
Читать стр. 73-79,
Цикл рассказов «Конармия»
пересказ
6 неделя
А.А. Фадеев. Жизнь и творчество.
Читать стр. 79-86,
Роман «Разгром»
ответить на
вопросы
7 неделя
М.А. Шолохов. Жизнь и творчество. Читать стр. 87-96,
«Донские рассказы». Роман-эпопея ответить на
«Тихий Дон»: замысел романа,
вопросы
образы главных героев.
8 неделя
Б. Пастернак. Жизнь и творчество.
Читать стр. 98-108,
Роман «Доктор Живаго»:
ответить на
проблематика романа, образы
вопросы
главных героев.
Литература 20-40-х годов
9 неделя
Е.И. Замятин. Жизнь и творчество.
Читать стр. 108-122,
Роман – антиутопия «Мы».
ответить на
Художественное своеобразие
вопросы
романа.

13

10 10 неделя

11
12

13

14
15

16

17

18

В.В. Маяковский. Жизнь и
Анализ
творчество. Основные темы, идеи,
стихотворения
образы лирики. Художественное
новаторство поэта.
11 неделя
С.А. Есенин. Жизнь и творчество.
Анализ
Основные темы и мотивы лирики
стихотворения
поэта.
12 неделя
О.Э. Мандельштам. Жизнь и
Читать стр. 161-181,
творчество. Художественное
ответить на
своеобразие лирики поэта.
вопросы
Литература второй половины XX- начала XXI века
13 неделя
Литература о войне. Тема Великой
Читать стр. 230-240,
Отечественной войны. Роман В.
ответить на
Гроссмана «Жизнь и судьба». Роль
вопросы
личности в истории.
14 неделя
Роман Г. Владимова «Генерал и его Читать стр. 240-252,
армия», В.П. Астафьев «Веселый
ответить на
солдат». Образы героев.
вопросы
15 неделя
Тема войны в современной прозе. О. Подготовить
Н. Ермаков «Крещение» Ф.
сообщение
Искандер «Мальчик и война».
Картины братоубийственной войны.
16 неделя
Ю. Домбровский. «Факультет
Ответить на
ненужных вещей». Г. Владимов.
вопросы
«Верный Руслан». Тема человека и
власти.
17 неделя
Концептуализм. Д. А. Пригов, Л.
Читать стр. 315-329,
Рубинштейн, Т. Кибиров.
ответить на
Особенности русской
вопросы
концептуалистской поэзии.
18 неделя
Современная литература о русском Читать стр. 361-372,
духовном возрождении.
ответить на
Архимандрит Тихон (Шевкунов).
вопросы
«Несвятые святые».

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».